Из-за высокой цены российского природного газа Украина постоянно находится в поиске альтернативных его источников, собираясь и наращивать добычу собственного природного газа, и добывать сланцевый газ, а так же завозить скрапленое голубое топливо. Однако, оказывается, что буквально «под ногами» существуют и другие источники газа, которые в нашей стране бездумно и бесхозяйственно разбазариваются. О том, почему мы просто «выбрасываем» в атмосферу миллиарды кубометров шахтного газа, корреспондент ГолосUA беседовал с заместителем директора научно-технического Центра «Психея» Геннадием Рябцевым.
— Геннадий, во время итоговой пресс-конференции Президент Виктор Янукович рассказал журналистам, что в Украине начнется строительство шахт по синтезу газа. Хотелось бы узнать об этом поподробнее.
Существуют технологии синтеза газа, то есть получения газа с небольшим содержанием метана. Его можно использовать для дальнейшего получения жидкого синтетического топлива. Президент, скорее всего, имел в виду именно это.
Но есть и технологии бурения газонаполненных углей. В тех пластах угля, которые наполнены метаном, сначала бурится скважина, откачивается природный газ — шахтный метан. После дегазации, извлечения всего метана такая шахта используется по прямому назначению, для добычи угля.
— Сколько газа мы можем получить таким образом?
Если речь идет об одной шахте, это небольшие объемы. Однако, если говорить о «кусте» скважин, это уже довольно серьезное количество метана, причем отбор из таких скважин может осуществляться в течение нескольких лет. Все зависит от газонасыщенности пластов.
— Насколько такие альтернативные источники могут перекрыть потребность Украины в природном газе?
Полностью, безусловно, не смогут. Однако удовлетворить потребности угледобывающих регионов они вполне способны. Это касается Донецкой, Луганской и, может быть, части Харьковской области. Здесь это вполне возможно — поскольку ресурсы шахтного метана у нас достаточно велики. И все соответствующие законы приняты.
Сейчас действует Закон Украины, предоставляющий целый ряд льгот предприятиям, которые добывают шахтный метан и используют его в своих целях. Однако, к сожалению, закон не исполняется. Существуют только пилотные проекты на нескольких предприятиях, на шахте им. Засядько, на одном из разрезов в Александрии. Но это — мизер. Огромное количество метана уходит просто в атмосферу, по его выбросам из угольных пластов Украина занимает одно из ведущих мест в мире.
Кроме того, это повышает опасность работы: у нас каждый миллион тонн угля — это две жизни горняков. Такой «размен», на мой взгляд, просто преступен.
— А почему добыча шахтного метана в Украине не развивается? Почему мы собираемся добывать сланцевый газ, но, в то же время, «выбрасываем» шахтный?
Дело в том, что здесь все «завязано» на необходимости вложения средств. Значительно легче использовать созданную еще при Советском Союзе инфраструктуру, в частности, трубопроводы, абсолютно ничего не вкладывая, или просто поддерживая их в рабочем состоянии.
А здесь нужно вложить достаточно большие средства в закупку и монтаж оборудования, в подготовку пластов, в обучение персонала, в создание соответствующей инфраструктуры — тех же самых трубопроводов, генерационных установок и прочего. Знаете, деньги гораздо легче взять и положить себе в карман. Подумаешь, девяносто горняков погибло — мелочи. Или — пару миллиардов кубометров газа улетело в окружающую среду. Мы же не газ добываем, а уголь.
То есть, здесь присутствует целый ряд в основном субъективных факторов. А объективный фактор — это то, что государство принимает достаточно большое количество хороших и нужных законов, но абсолютно не контролирует их выполнение. И никто из чиновников не несет ответственности — ни административной, ни политической — за то, что не выполняются тот или иной закон или программа.