Мария Мамаева
07:00 04/05/2017

Г. Рябцев: «В Украине до сих пор нет рынка электроэнергии, поэтому тарифы будут расти»

Не так давно Верховная Рада приняла законопроект №4493 о рынке электроэнергии. Авторы отмечают, что закон предусматривает, что потребители получат возможность выбирать поставщика электроэнергии. Документ внедряет в Украине нормы Третьего энергетического пакета ЕС, в том числе в вопросе разделения компаний по направлениям распределения и передачи электроэнергии. В то же время, эксперты прогнозируют рост тарифов, который якобы обязательно последует при либерализации рынка электрической энергии. Чтобы узнать, действительно ли за внедрением энергорынка последует рост сумм в «платежках» и почему это может произойти, ГолосUA обратился к директору специальных проектов научно-технического центра «Психея» Геннадию Рябцеву.

— Геннадий, стоит ли ожидать изменений на рынке электроэнергии после подписания этого закона?

— Окончательного текста закона пока не было, поэтому очень тяжело оценить его конкретные нормы, но, с другой стороны, сам факт наличия такого закона – это уже хорошо. Да, там есть много «подводных камей», и очень многие эксперты говорят, что в законе присутствуют вещи, которые можно было бы изменить. Но в любом случае принятие самого закона открывает путь к созданию рынка. Но каким этот рынок будет – плохим или хорошим – будут определять те нормативные документы, которые будут приниматься дальше для реализации этого закона. У нас почему-то считается, что принятие закона сразу решает все проблемы на тех рынках, которые этот закон призван регулировать. На самом деле, этот закон – это только один из шагов на пути к созданию рынка в классическом понимании этого слова, поэтому нельзя сказать, что закон плохой или хороший. У нас есть много хороших законов, которые выполняются плохо, и много плохих законов, которые выполняются очень хорошо и с пользой для общества. Главное, чтобы действия, направленные на реализацию этого закона, были направлены в сторону потребителей. Если их не направить в сторону потребителей, то мы получим в итоге плохой закон.

— В таком случае, есть ли, по вашему мнению, в украинском правительстве заинтересованные лица в том, чтобы положительные изменения, намеченные в законе, нашли свое развитие в последующих нормативных актах?  

— А вот здесь у меня есть большие опасения в отношении того, что те позитивные изменения, которые обещает закон, будут реализованы из-за отсутствия в Украине, во-первых, независимого регулятора. Убежден, что НКРЭКУ (Национальная комиссия по регулированию в сферах энергетики и коммунальных услуг – ред.) так и не стала независимым регулятором. Пример этому – недавняя отмена этой абонплаты за мощность после окрика с Банковой, причем моментальная отмена по принципу:  «Ой, извините!». Также отмечу, что ротация членов этого органа, которые ведут себя, мягко говоря, не слишком профессионально, отложена до 2019 года фактически, потому что еще 18 месяцев глава НКРЭКУ будет находиться на этой должности. У меня нет уверенности в том, что на этом рынке заработают те механизмы ограничения злоупотребления монопольным положением, которые существуют на других, более конкурентных рынках.

— При любом изменении в сфере энергетики в последние годы эксперты прогнозируют рост тарифов. Повлияет ли принятие этого закона на величину платежей за электроэнергию для населения?

— Я бы вообще не связывал эти механизмы. Закон не имеет никакого отношения к тарифам. Тарифы будут повышаться – это ясно и понятно. Это будет продовжаться до тех пор, пока компании, генерирующие электроэнергию, не будут продавать ее на рынке, как таковом, а будут самостоятельно устанавливать какую-то конкурентную цену под присмотром независимого регулятора. И к этому нужно готовиться потребителям, поскольку есть закон – нет закона, но права потребителя ничем не защищены. И опять же все здесь определяется отсутствием независимого регулятора. Не наличием или присутствием того или другого закона, а именно регулятора. И здесь… экономить придется. Или больше зарабатывать, или экономить, хотя и то, и другое не помешает.

 — Что же происходит в Украине в условиях отсутствия рынка и что нужно, чтобы он заработал в Украине?

 — Сейчас у нас что-то «а-ля рынок», даже есть соответствующая компания, которая чем-то занимается, однако рынка в классическом понимании нет. Поэтому принятие закона об электрической энергии – это первый шаг к созданию такого рынка. Любой энергетический рынок не в состоянии самостоятельно сформулировать для себя справедливые цены и тарифы, нужен надсмотр со стороны государства, который должен производить независимый арбитр. У нас пока такого арбитра не существует. Несмотря на все заверения чиновника, о том, что НКРЭКУ – независимый регулятор, он таковым не является, и 99,9% его решений принимается в пользу энергетических монополистов.  В Европе же все решения в большинстве своем принимаются в пользу потребителей, а в США даже есть объединения производителей и потребителей энергии, в которых производители предлагают топливо и энергию по тем ценам, которые устраивают потребителей.

Читайте также по теме