В 2017 году «Больница для ученых НАН Украины» и две поликлиники для ученых стали «Центром инновационных медицинских технологий НАН Украины». О целях изменений и нюансах новой кадровой политики корреспондент ГолосUA поговорил с директором «Центра инновационных медицинских технологий НАН Украины», доктором медицинских наук, профессором Иваном Тодуровым.
— Летом «Больница для ученых НАН Украины», поликлиника №1 на ее базе (Вознесенский спуск, 22) и поликлиника для ученых №2 (ул. Доброхотова, 13) сменили вывеску на «Центр инновационных медицинских технологий НАН Украины». Какие инновации будут внедряться?
— Идея создания «Центра инновационных медицинских технологий» вызревала в НАН Украины несколько лет. Номинально, центр даже был создан в 2015 году. Однако тогда, когда предпринималась эта попытка, желающих реализовывать именно научный аспект этой деятельности особо не было. Скорее было много желающих иметь громкое название на вывеске. Поэтому центр не реализовался. К этой идее мы вернулись с Борисом Евгеньевичем Патоном в 2017 году. Собственно, идея состояла в следующем: национальная академия наук имеет достаточно большую научную базу. Все направления, которые развиваются в Академии наук, так или иначе, связаны с медициной. Это и генетика, и материаловедение, и вопросы термоструйных методов остановки кровотечения, электрической сварки живой мягкой ткани, разработки новых методов протезирования, генетика стволовых клеток, синтез собственных тканей из стволовых клеток… Таким образом, масса прикладных научных направлений медицинского характера по сей день контролируются и разрабатываются в Академии наук. Мы чрезвычайно богатая страна по производству новых технологий и идей. Однако все наши разработки либо угасают, либо воруются. Поэтому, многое из того, что на западе подается как их разработка, на самом деле изобретено и создано здесь. Чтобы остановить этот процесс, и разработки оставались здесь, нужна научно-клиническая база для апробации на практике всех новых начинаний и замыслов.
— А что будет с больницей? Как быть пациентам? И кто сможет внедрять эти самые инновации?
— Основная задача центра — оказание бесплатной медицинской помощи сотрудникам НАН Украины, а их порядка 51 тысячи человек. Кроме того, центр готов оказывать помощь и другим жителям Украины. Основная задача тех 50 человек, которые вольются в состав центра, — укрепить научную составляющую. При этом и больница, и две поликлиники – все это продолжит функционировать. Мы сейчас формируем новое штатное расписание, усиливаем материально-техническую базу, которая немножко отстает, и наряду с научной деятельностью, мы постараемся повысить и качество прикладной медицинской помощи. Хирургия полным составом вольется из института Шалимова (Национальный институт хирургии и трансплантологии имени А.Шалимова – Авт.). Урология — это ведущие научные специалисты, работавшие на соответствующих профилирующих кафедрах. Это же касается травматологов и терапевтов. Люди, которые будут здесь работать – это не те, кто стоит на бирже труда. Это специалисты, за которыми охотятся ведущие частные клиники. Однако поскольку на работу мы сможем их принять только в январе 2018 года, и их прежние руководители могут воспринять их уход очень болезненно, называть я их пока не стану. Руками этих людей будет оказываться высококвалифицированная медицинская помощь, однако они же получат возможность внедрять новые технологические процессы, реализуя себя как ученые на базе тех возможностей, которыми обладает НАН Украины. Этот процесс уже идет. Многие титулованные специалисты согласны уже сейчас работать в центре на врачебных ставках, для того, чтобы в дальнейшем перейти на научно-практическую работу.
— Многие из тех ваших сотрудников, с которыми поговорила, достаточно сильно переживают, поскольку неуверенные в своем будущем, дескать, до января работаем, а потом всех уволят. Это правда?
— Никто никого не увольняет. До недавнего времени эта больница работала в очень экономном, я бы даже сказал, щадящем режиме. За год на базе больницы проводилось порядка 200 хирургических операций. Основная масса из них – это аппендициты и грыжи. За месяц работы нашего коллектива, мы сделали порядка 50 операций, 80% из которых в лапароскопическом варианте. В том числе это и онкологические операции. Мы делаем то, что делают в такой частной клинике, как LISOD, только без пафоса и рекламных трюков. Сюда пришла команда, цель которой стряхнуть пыль со старых стен, и вдохнуть в них новую жизнь. Целенаправленного сокращения не планируется. Единственное, я как руководитель требую эффективной работы от сотрудников. Безусловно, есть люди в структуре, которым тяжело вписаться в новые условия работы. Большая часть врачей и медсестер долгое время ждали перемен и новых условий труда. Эти люди легко вписываются в сегодняшние требования.
— К нам в редакцию поступили звонки от сотрудников, что во время их работы проводился осмотр помещений неизвестными людьми? Это что было?
— Это ремонт. Он уже идет. Мы силами спонсорской помощи перестраиваем хирургический блок, где будут новые современные операционные со всеми соответствующими времени возможностями. И создается заново, по сути, блок реанимации, где будем оказывать помощь нового качества. В поликлинику на Доброхотова, 13 мы хотим привлечь ведущие кафедральные стоматологические силы. Это значительно улучшит качество оказываемой помощи и поднимет ее на современный уровень. Однако на Доброхотова очень плохая материально-техническая база, которую мы планируем значительно улучшить уже в следующем году.
— А как сотрудники приняли смену вывески и те новые процессы, которые наметились в структуре?
– Cтарая система оказания помощи в больнице для ученых осталась в прошлом. Требования сегодняшнего дня — не только хорошие отношения с персоналом, но и оказание современной высококвалифицированной медицинской помощи. В этом и есть инновационная составляющая нашего центра. Это и есть задание Национальной академии наук Украины.