Л. Косянчук: «От подорожания бензина мы никуда не денемся» 

Не надо быть выдающимся экономистом, чтобы понимать: подорожание нефти мгновенно приводит к росту цен на все на свете – на продукты, на транспорт, на все товары и услуги.  Сегодня на фоне снижения запасов нефти в мире растут мировые цены на нее. Еще одним  фактором, влияющим на подорожание нефти, является снижение ее добычи в Венесуэле и возобновление Соединенными Штатами санкций против Ирана. О нынешней ситуации на отечественном рынке нефтепродуктов корреспонденту ГолосUA  рассказал эксперт рынка нефтепродуктов, гендиректор торговой сети АЗС Леонид Косянчук.

— Леонид, насколько может подорожать бензин в Украине в ближайшее время?

— Сегодня сложились объективные предпосылки для подорожания бензина за полтора месяца на 2,8 грн за литр. Эта тенденция уже сложилась. Сегодня мы говорим чисто по цифрам. Внешний рынок за полтора месяца вырос на 106 долларов, но за это время, кстати, не было подорожания бензина в сетях. До сих пор мы цены держали на уровне 29,11 грн за литр бензина. Держали цены мы за счет хороших объемов данного топлива в торговой сети. Закупили раньше, хранили, развозили и поддерживали. На сегодняшний день минимальный забор, очень плохая реализация бензина – минус 30%. Многие автомобилисты перешли на газ и вообще стали меньше ездить, уже думают, ехать или не ехать на машине, или, может быть, поехать на «Хюндае».

— Теперь на поезде получается проехать дешевле, чем на машине?

— Безусловно. Я сейчас проехал Киев–Харьков, Харьков-Киев и был удивлен минимумом машин на трассе. Причем туда я ехал в пятницу, а обратно в воскресенье вечером. Люди уже на такие длинные дистанции стараются сесть на «Хюндай» и доехать спокойно, попивая чаек. Если ехать первым классом, то билет стоит 400 грн до Харькова. Конечно, есть проблемы. Предпосылки сложились, сегодня оптовый рынок уже отреагировал. Сначала он не реагировал, потому что спрос в опте был минимальным, все торговые сети как бы были наполнены. 

— Оптовые цены на бензин уже повышены?

— Да, в опте уже цены повышены на 2300-2400 грн  за тонну. Моментально получается, когда более дорогой ресурс выдавливает дешевый, который был в  сетях, хочешь – не хочешь,  нужно повышать цены, потому что ГФС (Государственная фискальная служба Украины, –  Авт.) нас не поймет. У нас тогда будет убыточная продажа, купили за 10 – продаем за  8, так не бывает. Значит, уже есть какая-то «химия», давайте обыски делать.

— Мы полностью зависим от внешнего рынка нефтепродуктов?

— Безусловно. Здесь есть основной фактор, чтобы люди, наконец, нас поняли, что мы  интегрированы в мировую систему ценностей и  взаимозависимостей. Мы как бы стали зависимы  от этого. Нельзя быть интегрированными и не зависеть никак. Мы, наконец, не Албания 1960-х годов. Но здесь мы как бы в одной лодке. Всем  дождь идет или всем засуха. Тут вариантов нет. Но есть миф, который сегодня продуцирует г-н Коломойский о том, что он, как украинский производитель, если захочет 70% рынка, то все будет хорошо, цены подниматься не будут. Как в рекламе, «а нашим-то яблочкам чего дорожать?»  Ничего подобного, чтобы мы там ни делали,  всегда  будет по импортному паритету. А то и по другой схеме.

— Какие схемы  еще  есть?

— Если  за  уголь, добываемый в Украине, мы сегодня платим Роттердам+, то точно так же за нефть, переработанную в Украине, мы будем платить по какому-то  «Антверпен-минус» или  еще что-то придумаем.

— Тревожная тенденция по росту цен на нефть будет «работать» в Украине?

— К сожалению, так. От этого подорожания, увы, мы никуда не денемся, потому что никто не разрешит работать в убыток. Но это подорожание  приведет к еще более резкому падению спроса. У нас получается так: если ты  цены понизил на полгривны, то «проливы» не увеличиваются, то есть, продажи не растут, как только ты повысил цены на 20 коп, моментально от 10% до 15% элементарно падает спрос в течение недели. Это особенность человеческого восприятия.

— Для кого выгодно сегодня, что нефть на мировом рынке дорожает?

— Это очень хорошо для России. Это очень плохо для всех остальных, потому что, как бы мы хотели или не хотели, но на сегодняшний день углеводородное энергетическое сырье является основополагающим для всего на свете – от  услуг парикмахера до тяжелого машиностроения. Это жидкое топливо. Казалось бы, увеличение цены увеличит маржу, но на с самом деле это не так.  Сегодня уже нет «наливаек» с бензовозами.  Сегодня есть структуры, которые надо обслуживать. Поэтому всегда получается, что нам проще продавать 1000 литров с маржой 1 копейка, чем 100 литров – с маржой 10 копеек. Хотя, в принципе, это одни и те же деньги, но объем затрат на единицу продукции совершенно иной.  И точно так же и в промышленности. В мировом масштабе цены повышаются на все что угодно,  но очень плохо среагирует потребитель, который должен за все это в конечном итоге заплатить. Если, предположим, я вчера покупал кока-колу за 1,2 доллара, а сегодня мне сказали, что надо платить по 1,5 доллара, то это никого не радует по большому счету, и мы это понимаем. Поэтому тут же надо проводить какие-то мероприятия по увеличению потребительской способности населения. Иначе как ты достанешь деньги?

— Подорожание нефтепродуктов сразу отразится на всех товарах и на инфляции в том числе…

— Это само собой.  Надо понимать, что увеличение зарплаты – это денежная масса, которая не всегда обеспечена. Это как спутанный клубок — за что ни потяни, обязательно завяжется в узел. Это не выгодно никому – ни промышленности, ни  населению. Здесь  главную роль зачастую играет спекулятивный геополитический фактор. Потому что это биржа. Они  играют на этих мутных моментах. Казалось бы, почему так среагировала нефть на  отказе Трампа от соглашения с Ираном? Надо понимать, что Иран — это нефтедобывающая страна, и  до сегодня она гнала в Европу ресурс. Поэтому Меркель возмущена, и остальные тоже.

— Какие факторы влияют на цену нефти?

— На цену на нефть влияет очень много факторов. Как сказал один знаменитый нефтяник, что может быть бесконечное множество прогнозов по «нефтянке», и ни одного корректного и правильного. Слишком много факторов, это не уравнение с двумя неизвестными. Там и политика, и геополитика. То, что сейчас видим, это даже не цены на нефть, это фьючерсы. Это через два месяца я обязуюсь купить бензин по 76,5. Это не спотовая цена на нефть. На нефтяной бирже продается не нефть, а фьючерсы, то есть, обязательства. Продавец обязуется по этой цене поставить мне миллион баррелей нефти, а я обязуюсь  купить, но это фьючерс июня или июля. Озвучили фьючерс на июль, например, проходит два месяца – июль, проходит 2 месяца до получения нефтепродуктов  с купленной  нефти (доставить и переработать в среднем занимает 45 суток), потом это все выходит на биржу нефтепродуктов, потом доставка и еще 65 дней. То есть, розница и мы с вами как потребители эту цифру 76,5 начинаем  ощущать физически через 3 -4 месяца. Но финансовый рынок реагирует уже сегодня — котировки нефтяных компаний, акции и т.д. Мы на это повлиять не можем, это элементы промыла Божьего. Мы можем это только учитывать. Повторю, что прогнозировать очень сложно. Если лет 15-20 назад мы смотрели по  статистике по каждому месяцу, по каждому году, и  плюс-минус кривые были одни и те же – спрос- поднятие спроса, цены стабильные. Сегодня спрогнозировать что-то очень сложно. Но все эти колебания цен нам надо учитывать, и, как говорится, на каждый чих не наздравствуешься. Возможно, что-то поменяется в процессе, но пока на нас продолжает давить эта пружина. Может быть, цены упадут. Учесть все факторы одновременно невозможно. Говорить о какой-то определенной цифре цены на бензин бесполезно.  Может быть, цена еще просядет, может быть, еще гривна укрепится, хотя совершенно непонятно, как она до сих пор держится, за счет чего. Как говорится, сколько не черпай из колодца, все равно когда-нибудь вода кончится. Понятно, что сегодня за счет каких-то валютных интервенций Нацбанк держит социум в ослаблении. Но не надо забывать, что  в бюджете у нас прописан курс 29,4 грн за доллар. То есть, эти отложенные подорожания или удешевления, в конечном счете, когда-нибудь да  выстрелят. Я  уверяю, что к концу года  усреднено мы выйдем на эту цифру – 29,4. А это значит, что мы должны дойти до 35 грн за доллар в определенные месяцы, чтобы это  сложить эту «среднюю одесскую курицу», чтобы каждому пассажиру досталось по курице.

Читайте также по теме