Для киевлян начало лета – это не только аромат лип на вечерних бульварах, кафешки под открытым небом и нашествие туристов. Это еще и сезонное отключение горячей воды «на профилактику». О том, почему в текущем году лето началось для некоторых столичных жителей еще весной (горячую воду уже успели отключить на Русановке), а также –можно ли побороть неудобства, связанные с такой деятельностью коммунальщиков, корреспондент ГолосUA побеседовала с заместителем главы Союза собственников жилья Киева Михаилом Березовчуком.
— Михаил, киевлянам в этом году неожиданно рано начали отключать горячую воду. С чем это может быть связано?
— Я не знаю точной причины этого отключения. Там столько у них факторов, в этой КГГА… в них сложно разобраться – какие на что влияют.
— Если в двух словах: зачем эти отключения производятся?
— Пользователям это объясняется так: происходят испытания сетей на наличие каких-то дыр, протечек. Во время этих испытаний подается вода под усиленным давлением, при этом проявляются существующие дефекты.
Могу сказать, что на цивилизованном Западе это тоже делается. Но производится в несколько раз быстрее.
— Почему же у нас горячую воду отключают так надолго?
— Можно сказать, что у нас существует такая традиция – чтобы не очень напрягались наши коммунальщики. Тем более, что население уже привыкло: летом две недели нет горячей воды. Отключение на две недели у нас определено законодательно, эта цифра есть.
— Это — единственная причина? Не может быть такого, что в это время просто экономится горячая вода? Пользователи выдвигают такие предположения.
— Существует механизм перерасчета, если он действительно производится.
— А реальные работы в это время проводятся? Ведь осенью в большинстве дворов ежегодно – коммунальные «раскопки», бывают и фонтаны горячей воды бьют. Куда можно обращаться с жалобами?
— Этот вопрос не к представителям общественных организаций, а к Департаменту инфраструктуры КГГА.
Жаловаться же можно господину Бондаренко, главе КГГА. Сроки отключения горячей воды в том или ином районе может перенести только киевская власть, а не ЖЭК. ЖЭК лишь исполняет инструкции и предписания.
— Обнародуются ли заранее графики отключений, чтобы киевляне могли с ними ознакомиться, и где этот график можно лицезреть?
— Действительно, такой график существует. Но это – внутренний документ между «Киевводоканалом», «Киевэнерго» и КГГА. Вообще-то эта информация не является служебной или тайной, поэтому можно требовать ее обнародования. Тот, кому это важно, может организовать депутатский запрос на имя главы КГГА или директора «Киевводоканала» с требованием предоставить такой график. Но, по нашим данным, киевляне уже привыкли к этому. И, даже если это неправильно, не возмущаются.
— Сейчас все кандидаты в мэры обещают сделать Киев европейским. Собирается ли кто-то сократить сроки отключения? Ведь люди летом сидят почти месяц без горячей воды.
— Как говорит русская пословица, «чужая душа – потемки», что думают кандидаты, я не знаю. Считаю, что этот срок нужно сокращать. Конечно, это немного усложнит работу «Киевводоканала» и «Киевэнерго»…
Но главные проблемы «Киевводоканала» и «Киевэнерго» — то, что 30-40% воды и тепла «уходят в землю». И если ее не решить, не знаю, чем это может закончиться. Для решения этой проблемы нужна очень большая сумма, которую негде взять. Еще одна сложность – структура тарифов на воду и тепло неизвестна никому, кроимее монополистов. Когда киевляне будут знать, что они платят реальный тариф – и неплатежей не будет.
Кроме этого, ЖЭКи или ОСМД не могут влиять на качество воды или тепла. Должно быть так, чтобы исполнителями услуг были именно «Киевводоканал» и «Киевэнерго». Но для этого нужны законодательные изменения. А это – большая проблема.
А то, что люди, чтобы искупаться, будут греть воду на плите – как-то переживем.
— А у вас лично отключают горячую воду?
— Я в своей квартире, что и всем советую, установил бойлер. Поэтому отключение на меня никак не влияет.
— Это сейчас законно?
— Не нужно путать бойлер с индивидуальным отоплением. Вот оно для квартир пока еще незаконно, хоть некоторые и ставят. А бойлер, который стоит примерно 500 гривен, устанавливать нормально. Более того, я его отключаю на ночь или когда иду на работу.
— Как в этом случае урегулировать отношения с ЖЭКом или «Киевводоканалом»?
— Надо ставить счетчики на горячую воду. Например, если ко мне приезжают гости, бойлера на 5-6 человек не хватает, тогда я включаю централизованное горячее водоснабжение. Но на семью из 3-4 человек его вполне достаточно. Это – самое правильное решение проблемы, так делают во всем мире.