М. Берлин: Ежегодно в Украине происходит в среднем 200 тысяч ДТП

Согласно официальной статистике, в прошлом году в Украине в дорожно-транспортных происшествиях погибли почти 6 тысяч украинцев. Несмотря на то, что, по данным Департамента ГАИ МВД Украины, с 2008 года количество ДТП и летальных исходов в результате аварий уменьшилось, уровень смертности остается высоким.
О причинах ДТП и уровне безопасности движения в Украине «ГолосUA» общался с президентом Всеукраинской общественной организации «Ассоциация безопасности дорожного движения» Михаилом Берлиным.
— В Украине, как известно, уровень смертности в результате ДТП остается очень высоким. С чем, по Вашему мнению, связана такая ситуация?
— Ситуация со смертностью и травматизмом в результате ДТП в Украине крайне сложная и серьезная. Для начала приведу некоторые цифры. Ежегодно в Украине происходит более 200 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых погибает более 5 тысяч человек и более 30 тысяч – получают телесные повреждения. Это абсолютные цифры.
Если брать цифры относительные, то в Украине на 100 тысяч человек погибает 12-15 человек. Для сравнения, в таких европейских странах, как Голландия, Германия, Великобритания, на 100 тысяч погибает 5-6 человек. То есть в Украине уровень смертности и травматизма в следствии ДТП в 3-4 раза выше, чем в названных странах.
При этом 70 % погибших и травмированных в авариях — мужчины до 50 лет.
В конце августа-начале сентября Киевский международный институт социологии провел опрос среди водителей относительно их мнения об уровне безопасности и причинах аварийности на дорогах Украины. Так вот опрос показал, что один из основных факторов, влияющих на количество и тяжесть дорожно-транспортных происшествий, — это поведение водителей. Так считают они сами. Причем это характерно не только для Украины, но и для европейского и мирового опыта в целом. Сегодня проводится большая работа с тем, чтобы изменить ментальность водителя. Для Украины это очень актуально. Сегодня важно перенимать практику тех стран, которые достигли минимального показателя смертности – 4-5 человек на 100 тысяч населения.
— Какие основные причины дорожно-транспортных происшествий?
— Основная причина – нарушение скоростных режимов, иначе говоря, превышение скорости. Также распространенными причинами аварий являются вождение в нетрезвом состоянии и недостаток культуры поведения среди водителей.
— Вы отметили, что для повышения уровня безопасности на украинских дорогах стоит перенимать западный опыт. Что именно под этим подразумевается?
— Во-первых, они выстроили систему контроля скорости и проверки на состояние алкогольного опьянения. Еще один момент – в этих странах ремнями безопасности пристегиваются, наверное, более 70 % людей. Детей уже не возят без специальных кресел. У нас, к сожалению, сплошь и рядом происходит наоборот.
— Штрафы считаются эффективным методом мотивации водителей не нарушать правила. Но в стране реальная ситуация такова, что часто водитель может договориться с работником ГАИ о «тарифе» и избежать штрафа. Можно ли, по Вашему мнению, каким-то образом искоренить эту коррупционную составляющую?
— Штрафы эффективны вначале, затем они практически не работают. То есть штрафы повышают, на протяжении некоторого времени ситуация улучшается, потом водители адаптируются, и она снова начинает ухудшаться.
В ближайшее время реально улучшить ситуацию с безопасностью дорожного движения может фотовидеофиксация.
То есть в цепочке от момента фиксации до момента получения извещения о штрафе, образно говоря, не должно быть человека. Этот процесс должен осуществляться в автоматическом режиме.

Читайте также по теме