Детский отдых с печальными последствиями. Случаи массового отравления, как в лагере «Орленок» в Донецкой области или «Славутич» в Киевской области, а также в гостинице «Водопад» в Ивано-Франковской области, уже давно привычными для украинцев. ГолосUA решил разобраться, почему некачественные продукты попадают в детские сады и лагеря, расспросив об этом главу правления общественной организации «Всеукраинская ассоциация защиты прав потребителей «Споживча довіра» Максима Гончара.
— Максим, почему некачественные продукты попадают в детские сады и лагеря?
— Из-за ликвидации Санэпидемстанции. Большинство функций передали Госпотребслужбе, но она не могла осуществлять проверки из-за моратория, который частично сняли лишь в апреле 2018 года, благодаря принятому закону о контроле. Однако проблема не была решена. Поставщиков продуктов можно проверять раз в два года, раз в три года и раз в пять лет. С такой чистотой проверок, особенно которые касаются детских учреждений, мы никогда не добьемся чистоты и соблюдения требований Санэпидемстанции. У любого предприятия есть возможность за год подготовиться. В отношении некачественных товаров для детей есть свои подводные камни. Раньше, когда их закупали через государственные торги или интернет-аукционы, то в сопроводительных документах нужно было подавать сертификат качества. Любая продукция проходила дополнительную проверку аккредитованной структуры. Сейчас, в рамках гармонизации украинского законодательства с европейским, этого нет. Производители предоставляют лишь паспорт качества. Остается лишь верить, что эта продукция качественная.
— А как насчет внеплановых проверок?
-Внеплановая проверка может пройти только по заявлению того или иного потребителя, и только по конкретному вопросу, не более того.
— К каким последствиям может провести употребление такой продукции?
— Летом к распространению кишечной палочки. Ее зарождение может происходить на заводе или в процессе транспортировки, а также при хранении в самом учреждении.
— Что мешает Госпродпотребслужбе проверить, какие продукты поступают в детские учреждения?
— Для этого нет политической воли и желания. Законодательно у Госпродпотребслужбы связаны руки. Дополнительные проверки не предусмотрены на законодательном уровне, так как они ложатся дополнительной стоимостью на себестоимость этой продукции. Как показывает практика, если обнаружится кишечная палочка, то доказать, что она возникла из-за неправильного режима хранения, никто не сможет. Владельцы и должностные лица этого учреждения будут говорить, что такая продукция к ним пришла испорченной. То есть, что кишечная палочка там уже была. В итоге должные лица будут перекладывать всю вину на торговую сеть, которая будет винить перевозчика, а тот в свою очередь переложит вину на производителя.
— Кто в итоге должен нести ответственность за некачественные продукты?
— По отравлению детей в лагере «Славутич» в Киевской области возбуждено уголовное дело. Ведется следствие. Кто виновен, установят правоохранительные органы. Нужно отметить, что прибывших медиков, которые должны были оказать помощь детям, не пускали на территорию лагеря. Кроме того, нами неоднократно были установлены факты, что в дошкольные детские учреждения поступает некачественная продукция. Мы делаем проверки в торговых сетях и многие производители систематически из года в год изготавливают фальсификат. Мы стараемся с этим бороться. Подаем соответствующие заявления в органы следствия и предоставляем им в качестве подтверждения протоколы лабораторных исследований, где было видно, что предприятия изготавливают фальсифицированную продукцию. После чего возбуждались уголовные дела. За 2016 год из более 100 возбужденных уголовных дел, около 46 были закрыты. Остальные висят и только три переданы в суд. У бизнеса есть деньги и лобби, и он всегда может себя защитить путем коррупции на любом уровне. Даже на следственном и судебном.
— Можно ли предотвратить массовые отравления детей?
— Проверки нужно проводить ежедневно. Когда ликвидировали Санэпидемстанцию, звучало заявление, что это архаическая структура. Так как ранее производство продуктов было государственным. Поэтому все проверялось. Сейчас больше, чем половина продуктов на рынке – частное производство. Частному производству не нужны проверки. На данный момент мы подготавливаем новую редакцию закона о защите прав потребителя. Нынешний закон не отвечает конъектуре. В частности нет прав у общественных организаций делать отборы продуктов либо принимать участие в этих процессах. Мы говорим о том, что бизнес ограничивает любой контроль. В итоге в пищевых продуктах находят инородные тела. Либо производители в жилом доме подключаются к общей системе вентилирования. Областные управления Госпотребслужбы не спешит с проверками таких предприятий, говоря о том, что это функции пожарных. В свою очередь у пожарных действует мораторий на выездные проверки. За последние три года не было согласовано ни одной проверки.
— Сколько на украинском рынке в процентном соотношении продается фальсифицированных и некачественных товаров?
— Минимум 33%. В этом году мы проводили масштабное исследование сливочного масла – более 50 торговых марок. Жир немолочного происхождения был обнаружен более чем в 33% продукции. В итоге украинский рынок завален некачественными продуктами. Такими проверками должно заниматься государство, которое этого не делает. Исследовали сыры. Кстати, большинство польских сыров не имеет маркировки на украинском языке. Это означает, что они завезены на территорию нашей страны контрабандой. Мы исследовали около 30 видов польских сыров, 30% из них содержали жиры немолочного происхождения. Насчет колбасных изделий все намного хуже. Многие эксперты призывают отказаться от употребления колбасы, и потреблять только свежее мясо.
Большинство производителей «грешат» с количественным содержанием белка и влаги, чтобы увеличить вес. Это мы говорим о колбасах, сделанных по ДСТУ или ГОСТУ. Если брать состав колбасы изготовленной по ТУ, которая стоит около 70-80 гривен, то можно только догадываться, какие ингредиенты входят в ее состав. К сожалению, такую колбасу не проверяет на запрещенные вещества, либо в лаборатории не всего удается их выявить из-за устаревшего оборудования. Качественная колбаса стоит около 300 гривен за килограмм.
— Подделывают ли молочную продукцию?
-В молочке больше всего фальсификата. Если проанализировать последние годы, то могу сказать, что более половины молочные продуктов содержат запрещенные ингредиенты. В частности, жиры и белки немолочного происхождения. Многие производители не модернизируют производство и температура, под которой это все должно вымываться не соблюдается. В силу отсутствия проверок и ликвидации Санэпидемслужбы, мы видим, что количество отравлений и заболеваний (очагов острых инфекций) растет с каждым годом. С 2013 по 2018 год количество отравлений кишечными полочками выросло в 4,5 раза.