В начале июня Верховная Рада приняла закон о запрете распространения пластиковых пакетов в розничной торговле. Уже с марта следующего года из магазинов должны исчезнуть тонкие и сверхтонкие пакеты. За нарушение закона предусмотрены штрафы. Использовать можно только плотные пакеты, которые рассчитаны для многоразового использования. Как запрет пластика повлияет на стоимость продукции, в интервью ГолосUA рассказывает глава организации защиты прав потребителей «Укрпотребконтроль» Максим Гончар.
– Максим, как запрет пластика отразится на торговле, потому что он используется для упаковки продуктов питания и в супермаркетах?
– Во-первых, я слежу за экологическим комитетом Верховной Рады с тех пор, как назначили его главой Олега Бондаренко. Считаю его архипрофессиональным специалистом своего дела. Во-вторых, то, что они делают, все их законодательные инициативы без всякого популизма, действительно, во благо и имеют европейскую направленность. Если кто бывал в Азии – пластик везде. Когда у них сезон дождей, все это смывает в океан. Украина, конечно, не Азия, но мы близки по ментальности к этому. Поэтому однозначно это нужно вводить. Я не уверен, что так сразу и радикально. Может, бизнес где-то не готов, но если мы принимаем европейские законы с 2014-15 гг., гармонизируем украинское законодательство, то здесь, наверное, это должно быть принято первоочередно. Если реальный сектор экономики может модернизировать свое производство, делать таким образом, чтобы получать еврономер, евросертификат, быть конкурентными на европейском рынке за счет того, что выпускают продукцию на европейском оборудовании, приобретение этого оборудования намного дороже, чем этот момент. Единственное что, оно действительно ляжет на плечи конечного потребителя, но я думаю, что не намного. Если логически посмотреть, то каждый человек скажет «за». Просто в Европе люди занимаются защитой окружающей среды, очень популярны партии зеленых, потому что люди сытые, есть определенный уровень среднего достатка и они могут уже думать об этих вещах. В Украине, к сожалению, первоочередное – это как погасить кредит, как накормить семью, где в принципе взять денег, а не что произойдет с окружающей средой.
– Как бизнес, производители товаров будут подстраиваться под эту норму о запрете пластика? Они будут менять упаковку?
– Они обязаны будут в соответствии с законом, например, пластик, менять на стекло, то, во что заворачивать, менять на бумагу. Во многих европейских странах такая практика давно присутствует. Может быть, не целиком, не полная замена, но она есть. У нас просто всегда присутствует некий момент популизма, что бы ни делали: если борьба с пальмовым маслом, то полный запрет, если здесь, то также полная замена. Я думаю, что бизнес будет вносить свои коррективы и какие-то подзаконные нормативные акты все-таки будут регулировать эту сферу. В первую очередь это будет регулировать бизнес. Мы знаем, что у бизнеса есть ассоциации, у бизнеса есть серьезное лобби. Хотя я думаю, производители пластиковых пакетов быстро переориентируются на производство бумажных пакетов.
– Или пакетов из экологического сырья. Вы сказали, что это может лечь на плечи потребителей. Каким образом?
– Например, литр сока, который продается в пластиковой упаковке или литр сока, который продается в стеклянной упаковке. Естественно, потребитель будет платить дополнительно за стекло. Я впервые приехал в Германию в 2006 году и столкнулся с тем, что там сдают стеклотару в цивилизованные точки приема. В торговых сетях линейка, как в аэропортах выдача чемоданов. Туда устанавливают коробки, куда вставляют бутылки и после этого выезжает чек на сумму, например, 5-6 евро, который в следующий раз, когда вы приходите в торговую сеть или магазин и получаете счет на 10 евро, если у вас есть этот чек на 6 евро, заплатите 4.
– То есть могут быть такие программы.
– Да, я думаю, что у нас это будет стимулировать потребителя к тому, чтобы это не выбрасывать, не разбивать, сохранить, принести и обменять. Если в Германии это нормальная практика, хотя они очень рациональная нация и считают каждую копейку, я думаю, что мы это позаимствуем у них, и это будет дополнительным стимулом.
– Это, в том числе, может компенсировать повышение стоимости товара?
– Конечно.
– Есть ли подсчеты, насколько вырастут цены или пока что сложно это сказать?
– Не готов сказать. Я думаю, большинство людей не обращает внимания, покупая в торговой сети продукцию, когда на кассе просят один пакет, два пакета, что стоимость одного пакета доходит до 5 гривен. Или это национальная валюта обесценилась, но это космические цены. 50 тысяч пакетов в сутки – это неплохой бизнес. Более того, торговые сети, сколько мы общаемся с производителями, очень часто зажимают их в тиски и если они хотят присутствовать, то они должны демпинговать, давать низкую цену, порой производители работают себе в убыток. Например, если возьмем семь торговых сетей, то в пяти они будут работать в убыток, а на двух торговых сетях они зарабатывают и в результате этого выходят в плюс в основном. Точно так же и здесь. Будут зарабатывать торговые сети. Если государство построит свою экономическую политику таким образом, чтобы разделить дополнительную цену между производителем, торговой сетью и потребителем, то на потребителя будет ложиться всего одна треть, а не, как обычно, потребитель платит за все.
– То есть Вы имеете в виду, что запрет пластика, который используется в упаковке в супермаркетах, не приведет к росту надбавки торговой сети?
– Да. Государственная регуляторная политика по формированию цены должна контролировать эти моменты, чтобы хотя бы на каком-то этапе потребителю резко это не ударило по кошельку. Мы должны формировать общественное мнение, что да, это нормальная практика, пластик – это вред, загрязнение окружающей среды, он тысячу лет растворяется, мы от этого уходим, но денег нет. И это альтернатива. Я думаю, здесь где-то, может быть, государственная помощь, где-то торговые сети, которые получают сверхприбыль, на себя возьмут эти затраты и где-то отчасти производители, которые тоже сегодня зарабатывают достаточно неплохо.
– А сами производители и торговые сети не шокированы таким решением Верховной Рады по запрету пластика?
– А им все равно. Я думаю, им все равно, во что упаковывать. Они покупали у одних, сейчас будут покупать у других. От этого люди меньше есть не перестанут.