Стартовавшие осенью 2021 года в Украине так называемая налоговая «амнистия» активов и подача «нулевых деклараций» значительно повысят вероятность уголовного преследования декларантов, многие из которых воспринимают данную инициативу как благо. В перспективе же это может упростить процесс привлечения к уголовной ответственности всех, кто будет «неугоден» властям, особенно из числа тех, кто подал «нулевую декларацию». Об этом в интервью ГолосUA сообщил аналитик, председатель общественной организации «Палата Апелляционных Уполномоченных» Михаил Казаров.
— Михаил, как вы думаете, государство со своей инициативой налоговой амнистии демонстрирует лояльность к гражданам?
— «Прощение» неуплаченных налогов в виде налоговой амнистии капиталов означает, что те, кто налоги не заплатили и как бы сознались в этом, приравниваются государством к ворам. Таким образом, этим ворам государство собирается «забыть» (простить) награбленное. Для примера, это почти как присвоение мобильного телефона, в краже которого человек признается государству и платит от его стоимости, допустим, 10%, и называет телефон уже своей вещью, своим имуществом.
— На ваш взгляд, фактически государство закрывает глаза на приобретение гражданами имущества и получение доходов, с которых не уплачены налоги, отменяя предусмотренное законом наказание?
— Руководствуясь нормами налогового, уголовного и валютного законодательства, государство не прощает декларанту неуплаченные налоги, но обещает перестать считать гражданина злостным неплательщиком налогов, если он заполнит «нулевую декларацию». В реальности все может выглядеть иначе. Как только украинец подает заполненную «нулевую декларацию», признаваясь, что налоги с доходов и имущества он не платил, он автоматически попадает под действие уголовного и валютного законодательства. Ведь, если до подачи «нулевой» декларации налоговики не обязаны были проверять гражданина, который получает некие доходы и владеет неким имуществом, то с момента подачи декларации по нему начинается тщательная работа государственных служб. И она, можно сказать, будет куда более основательной именно относительно «нулевых» декларантов, как уже проявивших нелояльность этому государству и признавшихся в своей неблагонадежности как неплательщики налогов.
— Опишите, пожалуйста, как это может происходить.
— Может возникнуть ситуация, когда автомобиль гражданина, не уплатившего налоги с его покупки, может попасть в аварию, или может быть угнан. В этом случае в дело поневоле вмешается полиция. Угнанный автомобиль, после его нахождения, может быть арестован и ограничен к перемещению, как объект преступного посягания и как улика, а потерпевшему (владельцу авто) придется предъявлять документы, подтверждающие, что это именно его имущество. Придется показать ту же «нулевую декларацию», которая подтверждает, что с доходов, за которые был куплен автомобиль, не были изначально уплачены налоги. Для полиции «нулевая декларация» с таким имуществом – это документ, подтверждающий, что владелец авто – нарушитель валютного и уголовного законодательства. Его личность и доходы требуют более внимательного изучения, что несомненно отразится на работе следователя, которому необходимо будет помимо основных версий, отрабатывать информацию о законности приобретения авто и природе происхождения средств на его покупку.
Я допускаю, что владельцу авто впоследствии придется «убедительно просить» следователя «войти в положение», отдать ему его транспортное средство и не принимать во внимание, что он «не уплатил государству какой-то налог» или даже откупиться от прямого обвинения в незаконном завладении имуществом третьих лиц, ведь следствие может установить не только налоговые аспекты приобретения того или иного имущества. Поэтому я считаю, что налоговая амнистия в таком виде, как средство «детенизации» бизнеса окажется не очень полезной для того же бизнеса и восприятия Украины в мире, как страны, которая жестко борется с коррупцией и теневой экономикой.
На мой взгляд, «нулевая декларация» вводится с целью активизации дополнительного неформального заработка правоохранительных и следственных органов, которые благодаря такой «сознательности» граждан об их налоговой дисциплине получат беспримерные преимущества в осуществлении давления на них — как с целью получения неправомерной выгоды, так и с позиции корректировки в нужном следствию русле тех или иных свидетельских показаний. Однако, не следует всех ставить «под одну гребенку»… Бывают разные следователи: кто-то соблазнится и сфальсифицирует материалы следствия, а кто-то останется беспристрастен и объективен.
— Михаил, на ваш взгляд, введение «нулевой декларации», «прощение» неуплаченных налогов — это расширение списка прав украинцев?
— Нет, это завуалированное государством сокрытие уголовных и валютных преступлений, связанных с «теневыми» доходами и имуществом. То, о чем еще лет десять назад украинская власть себе не позволяла даже думать, сейчас приобретает промышленный масштаб. А промышленный масштаб требует промышленных подходов – то есть стандартизации и автоматизации, введения простых и понятных всем игрокам правил.
— Михаил, в предварительной беседе вы говорили, что тему налоговой амнистии капиталов власть обсуждала и раньше. Можете подробнее рассказать?
— Если помните, о налоговой амнистии начинал говорить еще в 2004 году Николай Азаров, который был главой налоговой администрации. Тогда чиновники предлагали олигархам пройти налоговую амнистию капиталов, поскольку крупные бизнесмены тогда часто за нелегальные деньги покупали недвижимость и не только для своего личного пользования. Чтобы «неотложно» начать работу на европейских рынках, им нужно было «очистить» купленную таким образом недвижимость, другие активы и «теневые» доходы. В то время европейцы отказывались разрешать торговлю в ЕС украинским бизнесменам, чьи доходы были не подтверждены. Украинские бизнесмены в подавляющем своем большинстве считались уголовными элементами, а Украине вменяли грубые нарушения требований FATF, в частности, в контексте отсутствия борьбы с отмыванием доходов, полученных преступных путем. Но в те времена налоговая амнистия была способом «отстирать» нелегальные активы крупного бизнеса – этот метод нельзя было применить к населению, которое зарабатывает не предпринимательством, а своим наемным трудом. Насколько я помню, население должно было подавать декларацию только в случае, если за год общая сумма доходов превышала несколько десятков тысяч гривен.
— А сейчас какая основная цель налоговой амнистии активов?
— Сейчас налоговая амнистия активов введена для узкой группы «Слуг народа» и им сочувствующим, которые, скорее всего, за счет доходов уже во время работы в Парламенте и прочих центрах власти, приобрели имущество, завладели финансами и никаких налогов не уплатили. Это нужно, чтобы они могли показать свое имущество, приобретенное с 2019 года, как легальное.
— Михаил, налоговая амнистия освобождает от уголовной ответственности?
— Нет, в законе написано, что владельцы имущества, с которого не уплачены налоги, не освобождаются от уголовной ответственности – они освобождаются лишь только от ответственности за злостное уклонение от уплаты налогов, но не более. Большинство СМИ распространили новости об этом законе как о некой «индульгенции» для «нулевых» декларантов. Но на самом деле это далеко не так, ведь законность получения того или иного имущества, природу происхождения тех или иных активов, в случае возникновения вопросов у силовиков, придется тщательнейшим образом подтверждать.
В дальнейшем поданные нулевые декларации, скорее всего, создадут проблемы у многих депутатов и «членов команды» нынешней власти, а также у различных ситуативных политических сателлитов, ведь «нулевые» декларации могут использоваться властью для борьбы с «неугодными». И если «нулевая» декларация подана, то в процессе углубленной проверки имущества и доходов данного неблагонадежного налогоплательщика найдутся и смогут быть задокументированы другие преступления. Таким образом, даже простое уклонение от уплаты налогов может свидетельствовать о незаконной предпринимательской деятельности. И тогда все то, что недобросовестный налогоплательщик задекларировал, вполне может послужить причиной открыть в его отношении уголовное производство по совершенно другим квалифицирующим признакам, едва ли смежным с налоговыми правонарушениями.
Теперь представьте: в Бюро экономической безопасности и НАПК, где работают компетентные специалисты по проверке доходов и им вменено в обязанность проверять их легальность, обязаны реагировать на каждую «нулевую» декларацию. Когда к ним поступает документ – «нулевая декларация» – этот документ надо проверить, то есть начать по нему работу, отработать изложенную в нем информацию, которая присовокупляется к тем сведениям, которые получают правоохранительные органы из Департамента финансового мониторинга по конкретным «кейсам». С любыми выявленными в ходе этого расхождениями возникает новая база для более глубоких проверок уже в рамках уголовного производства, особенно, если декларант тем или иным образом может быть «неугоден» кому-то из власть придержащих.