По данным Госкомсатата, 38% сельхозпредприятий прогнозируют повышение цен на свою продукцию в течение следующих трех месяцев. При этом 76% из них отмечают, что текущий объем запасов готовой продукции является достаточным. О причинах роста цен на продукты питания и о вероятности возникновения их дефицита корреспондент ГолосUA расспросила руководителя аналитического департамента консалтингового агентства «ААА» Марию Колесник.
— Мария, с 12 марта в Киеве подорожает хлеб, как вы сказали во время пресс-конференции в ГолосUA, необоснованно. Как вы полагаете, рост цен на другие продукты питания в последнее время оправдан?
— То подорожание, которое мы наблюдали в «пик» ажиотажа, когда люди сметали с полок все продукты, крупяные изделия, муку и так далее, было необоснованным. Это — следствие паники.
Все остальное повышение цен на продукты, в частности, и произошедшее три недели тому назад, было связано с увеличением расходов производителей. И — абсолютно обоснованным. Фактически тогда никто из производителей не мог себе позволить оставить прежние цены.
— Чем февральское повышение цен отличается от того, что происходило в магазинах совсем недавно?
— Когда бутылка подсолнечного масла внезапно начинает стоить дороже на 5-6 гривен, это ничем не объяснишь. Или цена сахара поднимается вдвое. Сейчас произошла стабилизация курса гривны на межбанке. И цены на продукты должны отвечать этому «нормальному» соотношению курса гривны и доллара.
— Антимонопольный комитет собирается проверить торговые сети на предмет завышения цен. Насколько действенна подобная мера? Поможет ли это стабилизировать цены на продукты?
— АМКУ может принять соответствующее решение. Но вопрос в том, как быстро отреагируют наши торговые сети. А главная «загвоздка» — неизвестно, как поведут себя украинские суды. Ведь в ответ на решение Антимонопольного комитета любой субъект хозяйствования может подать судебный иск. Далее все уже зависит от нашей, далеко не совершенной судебной системы. Рассмотрение такого дела может продолжаться годами, прежде чем против владельцев торговых сетей будут применены какие-то штрафные санкции.
Разве что будет очень жесткое решение АМКУ — штраф в виде большого процента от прибыли. Тогда возможна более быстрая реакция со стороны торговых сетей — если АМКУ пойдет на уменьшение штрафа. Если же вердикт Антимонопольного комитета будет, так сказать, «вялым» — можно ожидать длительных судебных тяжб.
— Хотелось бы узнать, почему во время продуктовой паники особенно быстро выросли цены на овощи и фрукты?
— В цену импортной продукции закладывались дополнительные риски и абсолютно неадекватное соотношение гривны к доллару. За счет этого у нас теперь в супермаркетах так дорого стоят, например, бананы.
— Госкомстат сообщает, что в этом году ожидается снижение производства продукции растениеводства. В результате — рост цен. Так ли это?
— Считаю, что те, кто сделал такой прогноз, должны его и объяснить. В отношении растениеводства — тут есть разные отрасли, такие как производство зерна и картофеля, например. Так вот, производство зерна вряд ли сократится, об этом свидетельствуют объемы посевов озимых. К тому же, там политику определяют не мелкие фермерские хозяйства, а мощные агрохолдинги.
Что касается картофеля, тут сложно что-либо прогнозировать. Люди, как правило, сажают картофель для себя, а излишки потом продают. В отношении других овощей составлять прогнозы рано, их еще не посеяли или не высадили рассаду.
— По прогнозу Госкомстата, и выработка продукции животноводства также снизится…
— Очень выросла себестоимость продукции животноводства, а закупочные цены переработчики не поднимают. Аграриям «спускают» эту цену. Следствием этого является уменьшение производства. Да, в результате возможно вырезание поголовья скота. Но еще не факт, что это сразу отразиться на количестве готовой продукции.
-То есть, дефицита как продукции растениеводства, так и животноводства пока не предвидится?
— Совершенно точно.
— Как изменяться цены на продукты весной и в начале лета?
— Я не могу сформулировать такой прогноз. Все зависит от того, что будет с курсом гривны и доллара на межбанке. Все будет зависеть не от аграриев и не от пищевого сегмента, а от ситуации в финансовом секторе страны.