М. Несмиянов: «В центре Киева детям продают просроченное мороженое»

В Украине ликвидирована Cанитарно-эпидемиологическая служба, и функции СЭС переданы Государственной службе по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей. Между тем последствия ликвидации санстанций не заставили себя ждать. Продавцы на рынках зачастую работают без санитарных книжек, без справок от врача, что может представлять угрозу здоровью потребителей.. Как после ликвидации СЭС контролируется качество продуктов, которые попадают на прилавки, что творится на столичных рынках, в салонах красоты, корреспонденту ГолосUA  рассказал исполнительный директор «Союза потребителей Украины» Максим Несмеянов.

— Максим, по итогам ваших рейдов на продуктовые рынки столицы, что можно сказать по поводу контроля качества продуктов?

—  Если кратко подвести итоги наших проверок рынков столицы, то мы, в частности, зафиксировали в продаже на базарах как просроченное мясо, так и рыбу, которая плохо хранится. Во время нашего рейда, к слову, директор рынка закрылся в своем кабинете и на встречу с нами не вышел. Ветеринары тоже спрятались  от нас.  Кстати, повторная проверка этого рынка показала, что то же просроченное мясо, которое мы попросили снять с  продажи, продолжало на следующий день на прилавке ждать своего покупателя. Мы отметили, что, судя по поведению ветеринаров и в целом администрации рынка, никакой публичности, никакой открытости, никакой работы с потребителями там не проводится. Кстати,  мух там тьма-тьмущая.

— Какова ситуации на стихийных рынках Киева?

-Мы проверили не только официальные рынки, но и стихийные базары. Как  оказалось, на официальном рынке место стоит 600 грн в  день, а на стихийном – 300 грн. Поэтому продавцы, как правило, выбирают стихийный базар, где дешевле стоит торговая точка в день. На официальные рынки они, соответственно, не идут, где есть обязательный контроль и пр. Однако власть не смущает то, что на стихийных рынках нет контроля качества продуктов, но кто-то их все равно контролирует — но только по деньгам.

-Проблемы с уличной шаурмой в столице тоже остаются?

— Безусловно. Что касается уличной  шаурмы, шашлыка, то как хранится мясо, как хранятся салаты, продавцы не знают, они понятия об этом не имеют.  Я понимаю, что продавец шаурмы не хочет  никого травить, но с ним никто не работает, ему никто ничего не объясняет. После проведенных рейдом мы можем констатировать, что  проблем на  рынке достаточно много.

-Недавно вы проверяли точки продажи мороженого…

— Да. Есть еще у нас  проблема с  мороженым. Мы недавно проверили в торговых точках мороженое и обнаружили, что  в торговых сетях предлагается потребителю очень много просроченного продукта. Такое мороженое достаточно дешевое.  Мороженое хранится 10  месяцев, а на маркировке почему-то часто указан 1 год. Таким образом,  потребителя  вводят в заблуждение. Мы проводили в магазинах разъяснительные работы по  этому вопросу. Посетили мы столичный парк Шевченко и  обнаружили, что там продают мороженое, которое ложечкой набирается в  стаканчик.  Мы проверили добавки и обнаружили, что добавка с малиновым вкусом была произведена в июле 2015 года. Хранится она  должна была 6  месяцев — до 1 января 2016 года. То есть, полтора года просрочки, и таким мороженым для детей торгуют в  центре города. При нас продавец выбросила в  мусорник  эти продукты, но не факт, что когда мы ушли,  она не вернула все это обратно.

— Порядка нет и в столичных салонах красоты…

-Безусловно. Мы также были с рейдом в столичных салонах красоты, которые ранее контролировала СЭС. Проверяли, как сотрудники салонов пользуются дезинфицирующим раствором, как обрабатываются и чистятся инструменты, как их хранят в  стерилизаторе и т.д. Выяснилось, что сотрудники салонов ничего в  этом не понимают, одна из парикмахеров даже сразу убежала от нас. То есть, проблемы налицо, антисанитария там полнейшая.

-На ваш взгляд, что можно сделать для улучшения ситуации с безопасностью продуктов и предоставляемых услуг украинскому потребителю? 

— Как известно, с 2014 года начала проходить реорганизация всех служб СЭС. Появилась Государственная служба по безопасности пищевых продуктов и защиты прав потребителей. Я знаю, что там  организовано более 40 разных структур – и по ценообразованию, и ветеринарная служба,  и бывшая СЭС,  и фитосанитары. Достаточно много структур, но  проблема в том, что в этих структурах не хватает штатных сотрудников из-за низких зарплат. В прошлом году эта служба была недофинасирована. Бюджета нет, и на  что ориентироваться —  непонятно. Реорганизация прошла, а  денег не дали. Средняя  заработная зарплата штатного инспектора этих структур в  2016 году составляла 6700 грн в месяц.  Такая заработная плата  сейчас в одном из супермаркетов у продавца, где даже образование не нужно.  Понятно, что на такую зарплату даже в супермаркет продавцом никто идти особо не хочет…

— Вы недавно проверяли  кафе и рестораны на предмет обвесов и обсчетов…

— Совершенно верно. Мы на днях зашли в кафе в центре города и заказали пиццу. Когда блюдо принесли, у нас появились сомнения по его весу. Как правило, вы сначала  заказываете, а потом платите. Так вот, мы обратились к сотруднику кафе с просьбой взвесить  на их весах при нас эту принесенную нам пиццу.  На весах реально  вместо 550 граммов  вес пиццы составлял всего 380 г.  Сотрудник кафе предложил нам сделать замену пиццы,  но мы ответили, что  платить за  нее не будем. Подчеркну, что, согласно закону о правах потребителя, вы имеете право на информацию, вас не могут ограничить в желании перевзвесить продукцию.  В нашем случае мы потребовали скидку, которая в данном случае может быть и 100% как подарок от  заведения. 

— Надо внимательно изучать меню перед тем, как делать заказ?

— Безусловно. Смотрите обязательно на меню, где указан вес продукции. Хотя на днях мы побывали в одном  из кафе Вышгорода, где нам сказали, что у  них это не меню, а рекламная листовка. То есть, по сути, меню в заведении нет – состав продукции не указан,  вес тоже не указан. Советую всем, если вы заказываете, допустим, салат и в меню не указан его состав, что довольно часто делают в заведениях общепита, требовать информацию о составе блюда. Нам как-то принесли салат «Цезарь», который оказался не классическим салатом, а каким-то  их внутренним.  Мы сказали, что такое мы не заказывали. Кстати,  на картинке в меню заведения сбоку маленькими буквами сбоку было написано: «Картинка может не совпадать с  реальным блюдом».

— Это можно считать обманом клиента?

-Такое делать запрещено. Это обман потребителя. Ты покупаешь по картинке, а она не совпадает с реальностью. Хочу подчеркнуть, что с этим бизнесом у нас в стране никто не работает, образовательных программ нет. Главная задача там – собрать деньги, а как работает  этот  бизнес, вообще никого не  интересует.  Если потребитель попадает в  такую ситуацию, он должен знать, что закон на его стороне.  Надо  вызывать полицию,  и пусть сотрудники заведения  полиции доказывают, что  вы заказывали именно этот салат, почему нет информации  о продукции, пусть несут технологические карты и  пр.  Вам переживать нечего: если вас обманули, то деньги с вас они могут  забрать только через  суд.

Читайте также по теме