М. Новосецкий: «Незрячие получают дипломы, порой даже красные, а потом годами ищут работу»

Пять собак-поводырей в личном пользовании, один сопровождающий на 1200 человек, плеер от государства, озвученные часы и вечная тросточка. Таковы стартовые условия жизни для любого незрячего в Киеве. А дальше – что успел, то и сумел. О том, почему каждый день жизни незрячего человека —  это систематическая борьба за выживание, борьба за то, чтобы доказать миру, что ты тоже человек и что тоже имеешь право звучать в этом мире громко и гордо, в интервью корреспонденту ГолосUA рассказал заместитель главы Центрального правления УТОС Михаил Новосецкий.

— Михаил Николаевич, какие реабилитационные возможности стали доступны незрячим людям в 2018 году?

— Незрячие граждане Украины уже несколько лет добивались того, чтобы государство поступало так, как в других странах. Там власти выделяют деньги, и люди с инвалидностью покупают себе те индивидуальные приспособления реабилитации, которые им нужны. 

В этом году впервые Кабинет министров разрешил незрячим гражданам Украины покупать технические средства индивидуальной реабилитации самостоятельно, при этом правительством были четко установлены граничные цены на них. Так, зафиксирована стоимость трости — 204 гривны, аудиоплеера — 861 гривна, часов механических с тактильными отметками — 690 гривен или часов наручных озвученных — 240 гривен. Таким образом сейчас незрячий человек приходит в районное управление соцобеспечения, предоставляет фискальный чек на приобретенное им средство реабилитации, и справку о том, что он действительно имеет инвалидность 1-й или 2-й группы по зрению, и ему районное управление соцобеспечения возвращает затраченные им деньги. Если человек купил часы за 500 гривен, то ему возвращается только граничная стоимость.

На мой взгляд, это очень удобный вариант обеспечения людей с инвалидностью. Все предыдущие годы было так: государство покупало, к примеру, плееры у определенной организации, и потом их эта организация выдавала незрячим. А подходили эти плееры, не подходили — никого не интересовало. Сейчас человек может выбрать такой плеер, который ему удобен и подходит, правда, с доплатой.

Но, проблема в том, что запустить такой механизм полноценно у нас в стране очень тяжело. Вроде и деньги пошли по районам. Но сталкиваемся с тем, что работники районных управлений соцобеспечения начинают говорить о том, что вот такая суммарная стоимость, другие районные управления соцобеспечения озвучивают другую стоимость средств реабилитации. У всех своя бухгалтерия. На наше обращение в Министерство социальной политики Украины о точной стоимости всех средств реабилитации для незрячих граждан Украины ответа мы так и не получили.

Кроме того, впервые в этом году нам разрешили покупать телефоны, где можно установить JPS-навигацию, что для незрячего человека очень удобно.  То есть столетиями незрячие люди пользовались с целью ориентации в пространстве и передвижения только тростью.  В Европе незрячие люди делают так: вводят в телефон программку, куда надо пойти, и навигатор голосовым сопровождением ведет их. Но для этого нужен телефон с программным обеспечением Андроид 6.0. 

— Сколько телефонов уже купили для незрячих в Киеве?

— Пока, к сожалению, их не купили ни одного. Вот как определило правительство. Если человек не берет себе плеер, трость, часы, то он может на эти деньги купить телефон. Но вопрос в том, что, если неслышащим гражданам Украины выделяют 3200 гривен на покупку телефона — в итоге неслышащий может написать на телефоне, и другой неслышащий человек может это сообщение прочитать. А нам нужен телефон, чтобы он мог нам подсказывать дорогу. Так вот, незрячие в совокупности получают на все средства реабилитации 1750 гривен, а на телефон нужно не менее 5000 гривен.

То есть, грубо говоря, денег существенно не хватает на телефон. Поэтому наша задача, чтобы нас хотя бы уравняли в правах с неслышащими гражданами, чтобы мы получали хотя бы 3200 гривен. 

— Почему такая разница? У Общества глухих более сильное лобби в правительстве и парламенте?

— Не знаю. Видимо эта ситуация сложилась в предыдущие периоды. Человеку, который не слышит, кроме мобильного телефона выдают еще и слуховой аппарат, а это более 10000 гривен. У человека с инвалидностью, в том числе и у глухих, руки, ноги есть, пройти из одного места в другое могут легко. А незрячий не видит, во что оделся, какую рубашку, какие брюки, да и что у него на столе, он тоже не увидит, то есть, возможности самообслуживания у незрячего человека очень ограничены. Мы в более тяжелом положении. Поэтому, казалось бы, нас должны бы больше обеспечивать, но, наоборот, в суммах, выделяемых на средства реабилитации мы находимся в худшем положении. И такая ситуация длится давно.

Есть еще категория инвалидов-колясочников, и на средства реабилитации идут суммы значительно больше, сколько только коляска стоит. Некоторым инвалидам выдают автомобили. Таким образом разные нозологии инвалидов обеспечиваются в Украине очень неодинаково.

Но без поддержки государства нам тяжело. Ведь наша категория людей с инвалидностью получает очень маленькие пенсии. Сейчас же пенсия зависит от предыдущей зарплаты. Большинство незрячих людей, как правило, либо с детства незрячие, либо работали всю жизнь на простой работе с маленькой зарплатой. Поэтому 80-90% незрячих получают пенсию не выше 1500-2000 гривен.

— Скажите, Михаил Николаевич, а плееры действительно нужны незрячим?

 — Любое устройство для прослушивания озвученной литературы – наше окно в мир. Озвучивают книги, журналы, газеты, учебную литературу сотрудники Республиканской студии звукозаписи УТОС. Есть по всей Украине приблизительно 80 специализированных библиотек, и там незрячие могут записать на флешку либо другой носитель 10-15 книг, и дома их слушать. Не будет же человек целый день сидеть у телевизора. В Центральной республиканской библиотеке таких книг несколько десятков тысяч. Это достаточно много, хотя, для сравнения, в Российском обществе слепых озвучено несколько сотен тысяч книг. Во-вторых, эти книги выкладывают в интернет, поэтому те, кто более продвинутый пользователь ПК, или у кого дети или родственники понимают, могут скачать такие книги из интернета. Это и классика, и различная современная литература. 

В принципе, можно слушать и через компьютер.  Но мы говорим о самом удобном и доступном способе. Кроме того, плеер легкий, мобильный,  и его можно носить с собой.

— Михаил Николаевич, во время нашей прошлой беседы вы сетовали, что никак не можете добиться от чиновников, чтобы к Центральной библиотеке сделали дорожку для незрячих. Удалось решить вопрос? 

— Да, за 6 лет мы написали 42 обращения. И вот только в начале 2018 года нам сделали такую дорожку, и сегодня незрячий человек в Киеве, выйдя из метро «Кловская», может самостоятельно без сопровождающего дойти до нашей Центральной библиотеки.

— А насколько среда столичного мегаполиса доступна для незрячих?

— Надо признать тот факт, что за последние года два Киев все-таки продвинулся в вопросе улучшения безбарьерности. Уже местами присутствуют тактильно-направляющие дорожки, по которым незрячие ориентируются.

 — Я как-то сама проверила центр города на предмет доступности, прошла от метро «Вокзальная» вверх до Крещатика и увидела множество проблем — там ступенек нет, там перилл, там звукового светофора…

— Конечно, тут спорить не о чем. Но если раньше вообще ничего не делалось, то сейчас процесс идет. Где-то что-то уже есть. В Киеве десятки лет было всего две дорожки для незрячих — в аэропорту «Борисполь» и возле музея Т.Г. Шевченко. Сегодня таких дорожек несколько десятков. В то же время надо признать, что звуковые маячки пока есть только в метро, а хотелось бы, чтобы они были в пенсионных фондах, районных управлениях социального обеспечения, поликлиниках и т.д. Хотелось бы больше озвученных светофоров — сейчас их в Киеве около 80, а нужно, чтобы было 180, или даже 280. Нас иногда спрашивают — где установить светофор, коллеги отвечают — везде. Но так не бывает, на это нужны огромные средства. Поэтому мы пока продвинулись на 10-15%, но сегодня все-таки лучше, чем было вчера.

— А пассажирский транспорт Киева удобен для незрячих?

 — Вот для примера скажу, есть у метро «Лыбедская» так называемая «тарелка». Там остановка троллейбусов и маршруток. И уже много лет мы не можем добиться, чтобы маршрутки и троллейбусы «развели» по разным остановкам. В итоге там стоят маршрутки, троллейбус подъезжает почти во втором ряду, и приходится незрячим бродить между маршрутками в поисках дверей троллейбуса. А это ведь опасно для жизни.

— На сегодня количество сопровождающих в Киеве увеличилось? Или все так же один человек?

— Недавно было очередное совещание в КГГА, и нам на следующий год выделили деньги снова всего на одного сопровождающего. У нас на сегодняшний день в Киеве чуть больше 1200 людей с инвалидностью первой группы по зрению. И на них всего один сопровождающий. Но пока в этом вопросе столичные власти нас не слышат. Ну хотя бы 3-4 человека чтобы было. Ведь выделяется какая-то сумма на общественные работы, много людей стоит в центрах занятости в поиске работы — именно их можно было бы привлекать для сопровождения незрячих Украины. Это реально острая проблема сегодня.

— За рубежом часто собаки-поводыри водят незрячих. Насколько реально такое явление в Украине?

— В Украине меньше десятка человек, у которых есть собаки-поводыри. Ведь содержание собаки — это достаточно большие затраты. 25-30 тысяч гривен нужно только для обучения собаки. 

Во-вторых, собаку нужно кормить. Значит, незрячий человек должен иметь определенный достаток, чтобы покупать для собаки необходимый корм. Ведь обучаемые собаки-поводыри – это крупные животные, и для них питание должно быть хорошим.

В-третьих, наше нормативное законодательство очень не подготовлено для пользования собакой-поводырем, ведь, чтобы собаку пускать в метро, троллейбус или маршрутку — для этого нужны различные разрешения от разных ведомств. Сегодня у нас во многие места, куда необходимо незрячему человеку, с собакой не пускают.  Мы поднимали несколько раз этот вопрос, но пока говорить не о чем.

— Как финансируется сейчас отдых для людей с инвалидностью по зрению? 

— Когда Крым был наш, у нас был свой санаторий. Он был оборудован таким образом, что незрячий мог в нем сам передвигаться без посторонней помощи.

Сейчас для десятков тысяч незрячих граждан Украины есть только один дом отдыха в Боярке. Но он из-за постоянного недофинансирования находится в непривлекательном виде, и требует существенного капиталовложения в ремонт. Дом отдыха работает только в весенне-осенний период. Более 500 незрячих людей в этом году там отдохнули.

— Скажите, сколько сегодня предприятий УТОС работает, и пытаетесь ли вы их модернизировать?

— Производственная база Украинского общества слепых состоит из 60 предприятий по всей Украине. Раньше их было с Крымом  и ОРДЛО более 70.  Чтобы модернизировать наши предприятия, необходимо получить финансовую поддержку от Фонда социальной защиты инвалидов, но вот получить ее очень сложно, так как предусмотрен очень большой пакет документов, которые необходимо предоставить фонду. Приведу лишь один пример. 28 августа 2017 года Республиканская студия звукозаписи УТОС предоставила Фонду пакет документов на оказание материальной поддержки на озвучивание книг. Прохождение через различные государственные структуры этого пакета документов было очень длительное, и окончательное решение о предоставлении этой поддержки было принято лишь 15 февраля 2018 года.  

Нормативная база для получения финансовой поддержки прописана так, что нужно собрать много документов на каждого инвалида. Всего более 50 наименований документов следует собрать. Если бы на наших предприятиях УТОС работало по 3-4 инвалида, как на большинстве предприятий общественных организаций инвалидов, то проблем собрать документы и получить финансирование на модернизацию не было бы. У нас же большие предприятия, где работают сотни людей, и собрать полный пакет документов для такого количества инвалидов очень сложно.  Так, например, незрячие не хотят повторно проходить всех врачей, чтобы им снова присвоили группу инвалидности и выдали «Индивидуальные программы реабилитации», и это непреодолимые препятствия для администрации предприятий УТОС.  В итоге финансовой поддержки предприятиям УТОС нет…

— Насколько отличается мировоззрение молодых незрячих и тех, кому сейчас за 50?

— Очень сильно отличается сегодня видение будущего молодыми людьми и людьми постарше. Потому что дети сегодня чуть ли не из садика развиваются, уже умеют работать на компьютере. Сегодня для незрячих людей открыты многие университеты, и если есть у родителей деньги, то можно получить любое образование. Но вот затем далеко не все незрячие могут на практике применить свое образование. Они получают дипломы, порой даже красные, а потом годами ищут любое место, чтобы трудоустроиться.

Кроме того, пенсию государство немного подняло.  Поэтому молодые незрячие люди сегодня, имея пенсию, компьютер, могут работать на дому, например, диспетчерами, или выполнять какую-то работу на сайтах. Но таких приблизительно 5%. Остальные 95% либо сидят дома, так как мало кто хочет взять незрячего на работу, либо им дорога на специализированное предприятие УТОС, где,  в общем, заработок небольшой, но рабочее место можно найти, да и социальная сфера, как правило, сохраняется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читайте также по теме