Министр здравоохранения Украины Александр Квиташвили заявил, что страховую медицину в стране можно будет ввести уже в конце 2015 года, а не в его начале, как это планировалось ранее – из-за отсутствия средств. В то же время, многие медицинские эксперты скептически относятся к этой идее. О том, нужна ли Украине страховая медицина и с чего должно начаться реформирование отрасли, корреспондент ГолосUA расспросила заслуженного врача Украины, заведующего отделением оторларингологии Александровской клинической больницы Киева Назара Биля.
-Назар Ефремович, вы проработали в системе здравоохранения Украины около полувека. По вашему мнению, целесообразно ли сейчас вводить медицинское страхование в нашей стране?
-Конечно, что-то нужно делать, то ли страховую медицину вводить, то ли что-то другое, но дальше так нельзя. В отношении страховой медицины – не знаю, есть ли у государства средства, чтобы за нее платить… Естественно, государство должно взять на себя лечение тяжелых болезней, таких, как туберкулез, СПИД. А во всем остальном – куда мы денемся? Сейчас люди тоже платят – за лекарства, да и за все остальное.
-Вы сказали, что вместо введения страховой медицины можно сделать что-то другое. Что именно?
-Прежде всего, все медучреждения нужно «довести до кондиции». Сейчас у нас просто море балласта. Чрезвычайно много коек и врачей там, где в этом нет нужды. Это все нужно грамотно учесть, чтобы не навредить людям.
-А с чего необходимо начать?
-Начинать нужно с выпускников медицинских вузов. Сделать так, чтобы туда не принимали по 10-15 тысяч человек на платной основе ежегодно. Это же абсурд, нигде в мире такого нет. Мы выпускаем врачей, чтобы они торговали лекарствами. Кому такой врач нужен? А они для этого учатся восемь лет.
-Нашла в СМИ упоминание о том, что в Грузии на первом этапе медреформы была очень болезненная для бедных ситуация, страховка в 5 лари, что равно 2,7 доллара, покрывала только неотложную помощь. Для значительной части населения качественная медпомощь стала недоступна, люди не могли сделать даже простые анализы крови, купить самые простые лекарства. А для лечения вынуждены были продавать квартиры и машины. На втором этапе, который начал работать только в начале 2014 года, включилась программа «Медицина для всех», каждый гражданин имеет на личном счету определенную сумму денег, покрывающую стандартное лечение. Не может ли подобное произойти в Украине? Есть ли у государства деньги, чтобы сразу дать нормальный пакет медстраховки?
-Нет, насколько я понимаю, у нас нет этих возможностей. Единственное, что мы сможем сделать доступным – неотложную помощь, оплату за которую будет компенсировать государство, по минимальной страховке. А в остальных вопросах должна «подключиться» социальная защита населения. Ведь люди у нас – беднота полнейшая, многие с пенсиями в 1100 гривен. Что можно оплатить за такие деньги, какие медуслуги?
-То есть, государство все равно должно будет платить за каждого?
-А другого выхода просто нет. Но, при этом, нужно привести в порядок саму систему здравоохранения. Она раздута, в каждой больнице по триста начальников, у каждого главврача – по пять замов. Там есть с чего начинать, чтобы меньше средств уходило на админрасходы. Убежден, что медицинскую реформу нужно начинать именно с административной, привести в порядок штат сотрудников, разобраться, где они нужны, а где нет. Можно в сельской местности даже и оставить те несчастные «двадцать коек», а в городе все основательно «почистить». В Украине множество мединститутов, выпускают тысячи врачей, а толку ноль. Но это все деньги. Институты довольны – берут контрактников. А кому потом эти контрактники нужны? Они на периферию не едут, остаются в больших городах, где, простите, один на другом сидят. Врач должен получать достойную зарплату, чтобы не брать взяток. Что это за врач, получающий 1200-1300 гривен?
-В Грузии в ходе медреформы упразднили систему последипломного повышения квалификации врачей. Нужно ли это делать в Украине?
-Повышение квалификации врачей должно присутствовать обязательно. Врач, не обогащающийся новыми знаниями – никто. Другое дело, что у нас неизвестно кто проводит повышение квалификации. Такие специалисты должны отвечать своему рангу. Нужно именно их в первую очередь аттестовать. Что это за «учителя», которые сами вчера закончили мединститут, а завтра – уже сами учат интернов? Должна быть высшая аттестационная комиссия, профессора, заведующие отделениями. У нас же есть грамотные врачи. Почему наши врачи иногда по десять лет в Америке не могут сдать экзамен? Слабая подготовка.
—В Грузии также серьезно реформировали фармрынок, в результате чего подешевели медпрепараты. У нас это возможно?
-Это давно пора было сделать, уменьшить количество посредников, они никому не нужны. Минздрав, его специальный комитет, должен напрямую закупать лекарства у фирм. И не нужны нам организации, которые покупают лекарства в Германии, привозят в Украину, а тут продают втридорога.
-По этой логике, должны исчезнуть коммерческие и остаться лишь государственные аптеки?
-Нет, они могут быть и частными, но продавать лекарства по нормальным ценам. Для этого необходим контроль. Что это за 50-60% «накрутки»? Максимум, должно быть — 5-6%.
-Вернемся к медстрахованию. Как вы считаете, какие услуги должен включать минимальный его пакет?
-Обязательно — услуги терапевта или педиатра. Должны быть доступны и самые простые методы обследования – общие анализы крови и мочи, рентген, то, что поможет в профилактике болезней. При таком обследовании будут выявляться и тяжелые хронические заболевания.