- На этой неделе появилась информация, что в системе пассажирского транспорта может появиться новый вид страхования. Предлагается исключить норму, когда пассажир сам себя страхует, покупая билет на проезд, и переложить ответственность за страхование на владельцев транспорта. Все это называется «Страхование ответственности перевозчика». У многих данная новость вызвала предположения, что в связи со всеми этими пертурбациями может повыситься стоимость проезда в автобусах и поездах. ГолосUA решил обратиться за пояснениями к президенту Лиги страховых организаций Украины Наталье Гудыме, чье «ведомство» и является инициатором введения новшества.
- — Наталия Владимировна, расскажите, в чем все же заключается инициатива вашей организации?
- — В Украине практикуется страхование несчастного случая на транспорте. Речь идет о том, что пассажир должен купить индивидуальный полис по личному страхованию. А во всей Европе используется практика ответственности перевозчика, когда он покупает страховку. Для страховых компаний нет разницы, как будет проходить страхование. Но с точки зрения улучшения услуг пассажирского перевозчика мы должны прийти к практике страхования ответственности. Если перевозчик будет следить за своим транспортом, техникой безопасности, организацией трудового дня водителя, то и качество предоставляемых услуг улучшится.
- — Вы хотите сказать, что он будет заинтересован в том, чтобы с пассажирами ничего не произошло и потому станет соблюдать ту же технику безопасности в транспорте?
- — Конечно. Тогда для него стоимость страхования минимизируется, а чем халатнее он относится к своим обязанностям, тем выше для него будет услуга страхования. Перевозчик будет заинтересован минимизировать все страховые риски, чтобы меньше платить за страховку. Грубо говоря, чем лучше состояние того же автопарка, тем меньше стоимость страхования. Медслужба, рабочий график водителей, — здесь все будет учитываться. Пассажир никак не может повлиять на то, чтобы улучшилось качество автобусов и самой услуги пассажирских перевозок, а страховая компания может это сделать с помощью стоимости страховки.
- — Сейчас в билете на проезд уже заложен страховой взнос пассажира — от 1, 5% до 3% от стоимости билета. Если предлагаемый вами закон вступит в силу, как это отобразится на цене за проезд?
- — На стоимости билета это ни в коем случае не отобразится, потому что сейчас за страхование в виде несчастного случая и так платит пассажир, а когда начнет улучшаться качество услуг перевозчика, он будет страховаться еще за меньшие деньги, чем стоимость, которую в сумме платят сейчас пассажиры.
- — Но многие граждане, комментируя данную инициативу в Интернете, уже сказали, что все новые законы по страхованию, как обычно лягут на плечи самих пассажиров и в итоге именно они заплатят за все страховки и прочее.
- — Конечно же, что все это будет входить в стоимость билета, потому что любая цена формируется из затрат. Все мы понимаем, что тариф будет формироваться, исходя из стоимости, затраченной на саму перевозку и страхование. Но на стоимости билета это не отобразится, потому что, повторюсь, уже сегодня пассажир платит самостоятельно за личное страхование, а этой суммы в дальнейшем хватит и перевозчику.
- — На данный момент максимальная сумма компенсации за несчастный случай в пассажирском транспорте — 102 тысячи гривен, а сколько может быть, если новый закон примут?
- — В проекте пока обсуждается 100 тысяч гривен. Я считаю, что этого мало, но страховые компании говорят, что это средняя цена по разным видам страхования. Это максимальная сумма компенсации в случае какого-то ЧП, но скажем, человеческая жизнь должна оцениваться намного дороже. Мы должны будем постоянно эту сумму увеличивать, потому что в европейских странах под миллион евро устанавливается сумма компенсации за несчастный случай в транспорте.
Кабмин Украины на заседании 12 ноября 2024 года одобрил проект Закона «О...