Пальмовое масло – дешевый продукт, поэтому его активно используют в производстве различной пищевой продукции. Этот растительный жир добавляют в молоко, сыр, сливки, сливочное масло, мороженое, творог, йогурты, сгущенку… Часто и с удовольствием используют пальмовое масло в кондитерских изделиях. Львиная доля конфет, шоколада, пирожных, тортов и печенья производится в Украине с использованием этого дешевого масла. Между тем специалисты по правильному питанию считают пальмовый жир достаточно опасным продуктом для здоровья. Попадая в наш организм, этот жир не перерабатывается, он становится своеобразным пластилином, который накапливается на стенках сосудов, зашлаковывает организм, способствует повышение веса и развитию сердечнососудистых и даже онкозаболеваний. О том, как распознать наличие пальмового масла в молочных и других продуктах, ГолосUA рассказала руководитель отдела тестирования Научно-исследовательского центра независимых потребительских экспертиз «Тест» Нина Кильдий.
— Нина Андреевна, есть у нас специальная маркировка на продукты, содержащие пальмовое масло?
-В Украине специфической маркировки на продуктах, содержащих пальмовое масло, нет. Производитель обязан указывать все ингредиенты в составе своей продукции. Если в продукт добавлено пальмовое масло, то это будет указано в составе. В названии молочного продукта это будет только отображено тогда, когда в его составе есть пальмовое масло. Если, допустим, в молочных продуктах есть пальмовый жир, производитель не имеет права называть эти продукты «молочными». Такой продукт будет называться «молокосодержащий продукт», но не «молочный». Также, если вы добавили в твердый сыр, то не можете написать, к примеру, «Сыр российский» или «Сыр голландский», вы должны написать, что это «Сырный продукт» и придумать ему какое-то название.
— Мороженое также будет иначе называться, если в его составе есть пальмовый жир?
— Безусловно. Мороженое, если это пломбир сливочный или пломбир молочный, должно быть сделано только из натурального молока. Если производитель добавил туда пальмовое масло, либо любое другое растительное масло, либо маргарин добавил, то это будет уже «Мороженое с комбинированным составом сырья». Точно так же у нас есть «сметана» и «сметанный продукт». Так же, как и в молоке есть разделение на молочные и молокосодержащие продукты. Если говорить о других продуктах, то очень много пальмового масла используется, допустим, в кондитерской продукции, хотя там специфических обозначений кроме изделий из шоколада. Надо отметить, что «шоколад» производитель имеет право писать только в том случае, если в продукции использован настоящий шоколад. Если производитель добавил туда заменитель, то это уже будет уже не настоящий шоколад, «шоколадная плитка», «десерт» или еще как-то «обзываться». К печенью особых требований нет, потому что оно всегда делалось с добавлением, допустим, маргаринов и т.д.
— Какие еще растительные жиры, кроме пальмового, могут добавлять производители в свою продукцию?
— Это еще один нюанс, который важно понимать, – это то, что пальмовое масло – это только один из видов растительного масла, который может использоваться при производстве продуктов, поскольку на чистом пальмовом масле не так уж часто работают производители. Чаще всего они делают смесь пальмового и кокосового масла, либо вообще можно работать на маргарине. Может возникнуть такая ситуация – допустим, вы берете продукт, на котором нет этикетки, нет знака «пальмовое масло», при этом продукт может быть сделан просто на маргарине. Как известно, маргарин не содержит пальмовое масло. Например, из подсолнечного масла делают твердый жир. В принципе, эту маркировку можно обходить. Производитель может работать на кокосовом масле, не обязательно на пальмовом, может работать на маргаринах, на гидрогенизированных жирах, которые также называются кулинарными жирами. Эта смесь без пальмового масла.
— Что из себя представляет гидрогенизированный жир?
— Гидрогенизированный жир получается при обработке растительного жира водородом при высоком давлении, таким образом, он превращается в насыщенный жир. Собственно, это процесс, при котором из растительного масла получают маргарин. Гидрогенизированные жиры имеют два основных экономических преимущества перед ненасыщенными жирами — они дешевле и дольше хранятся. Гидрогенизированные жиры всегда используются в продуктах промышленного производства – в печенье, крекерах и др. Такие жиры часто применяются для жарки в ресторанах и кафе, поскольку меньше пригорают, и поэтому на одной порции можно пожарить больше еды.
— Чем отличается пальмовое масло от кокосового?
— Это два разных растения. Пальмовое и кокосовое масло отличаются тем, что из всех растительных масел они – единственные, которые при комнатной температуре будут оставаться в твердом состоянии. Остальные масла – подсолнечное, оливковое, кукурузное – жидкие. Поэтому нет технической возможности, например, сделать сметану с использованием этих масел, поскольку она не получится достаточно густая. Пальмовое масло и, образно говоря, фальсификат сливочного масла вы не можете сделать на подсолнечном масле, потому что оно не будет держать «форму». А вот пальмовое и кокосовое масло за счет того, что они остаются твердыми при комнатной температуре, по своей консистенции сильно похожи на молочные жиры, на животные жиры, поэтому их и используют чаще всего.
— Должны ли на сливочном масле указывать, что в нем содержится, допустим, растительный жир?
— На сливочном масле нельзя писать ничего другого, если на упаковке написано «Сливочное масло». Оно должно состоять только из молока. Если написать на этикетке, что это сливочное масло с добавлением пальмового, то это будет полным абсурдом. На это не пойдет даже самый глупый производитель. Если уже производитель делает фальсификат, то он оформляет продукцию красиво, пишет, что это настоящее масло, ДСТУ, прекрасный состав и пр. Все прекрасно и гениально, при этом втихаря он припрятывает в составе продукта растительные жиры. Такая ситуация у нас есть. Нет смысла производителю показывать и выдавать самого себя, что он делает фальсификат.
— Если при проведении экспертиз вы обнаруживаете, что написано одно, а на деле другое, какие-то санкции применяются к горе-производителям?
— Мы, как общественная организация, не имеем юридического права применять какие-то санкции к производителям-нарушителям. Мы эту информацию размещаем в Интернете, мы эту информацию доводим до потребителя. Штрафы и запреты на производство — это прерогатива только государственных организаций. В данном случае у нас есть Госпотребслужба, которая может реагировать на такие нарушения, у них есть соответствующие полномочия. Общественная организация не имеет права штрафовать. Мы боремся своим путем, сообщаем потребителям о нарушениях – соответственно, человек, прочитав нашу информацию, больше не будет покупать фальсифицированную продукцию.
— Многие советуют покупать сливочное масло только с жирностью 82,5%, тогда, мол, это будет настоящий продукт…
— Не знаю, откуда пошел этот миф… Мы довольно много проверяли сливочного масла, и можем утверждать, что хотя в целом в сливочном масле фальсификат очень высокий, однако настоящее масло с жирностью 72,5% , несомненно, есть. Допустим, это сливочное масло «Селянське» с жирностью 72,5% и 73% , о котором любят говорить, что это ненастоящее масло, на самом деле оно настоящее. Есть добросовестные производители, которые выпускают абсолютно нормальное масло. Согласно последним экспертизам, которые мы проводили по сливочному маслу, — проверяли «Ферму», «Президент», «Селянське» (Люстдорф, в клеточку) — и никогда не «ловили» фальсификат. В «Яготинском» и «Наш молочник» мы также не «ловили» фальсификата. Безусловно, тот, кто хочет делать фальсификат, будет делать его в самых разных категориях. К сожалению, довольно высокий процент мы находили и фальсификата. Из последних исследований мы находили фальсификат в "Ах Молоко!", "Гайсинське", "ГОСТинець", "Хіт продукт", "Эней", Varto и "Срібне". Это все есть у нас на сайте, там можно посмотреть. В отношении масла еще нужно понимать, что цена очень связана с жирностью. Сейчас стараются делать масло с жирностью 69%, чтобы хоть на пару гривен, но было дешевле, потому что для потребителя с его невысокими доходами это очень важно.