Н. Кильдий: «Закон об изменении маркировки органической продукции – попытка урегулировать спекуляцию интересами потребителя»

Эко-продукция в Украине в последнее время пользуется все большей популярностью у потребителя. Люди предпочитают фермерское молоко, масло и прочие продукты тем, которые представлены на полках супермаркетов, делая ставку на органический продукт по более высокой стоимости. Но часто маркетологи используют надписи «эко», «био» и «органик» как рекламный ход, не подтвердив качество продуктов необходимой сертификацией. О том, как не попасть на удочку рекламодателей и почему не стоит доверять маркировке продуктов, которая заявляет о своей органичности, ГолосUA пообщался с руководителем отдела тестирования Научно-исследовательского центра независимых потребительских экспертиз «Тест» Ниной Кильдий.

— Нина, как вы относитесь к новому закону о правилах маркировки продукции, согласно которому за продажу продуктов с надписями эко, био или органик без соответствующих документов будут штрафовать?

— Сегодня в Украине никто толком не знает, что такое эко-, био- и органик- продукт – это общая проблема нового закона № 5448-д «Об основных принципах и требованиях к органическому производству, обращению и маркировки органической продукции». С точки зрения законодательства нет точных критериев, которые определяют продукцию таковой, поэтому непонятно, кого и за что стоит штрафовать.

— Как можно решить проблему с маркировкой эко-продукции?

— Тут можно было пойти двумя путями: урегулировать само понятие «эко-продукции» или провести процедуру сертификации, как это предусмотрено в случае с органической продукцией. В этих случаях нужно было бы делать отдельные критерии для эко-продуктов, фермерских продуктов, экологически чистых и т.д.

— Можно говорить, что закон «Об основных принципах и требования к органическому производству…» несовершенен и недоработан?

— Данный закон – это попытка урегулировать спекуляцию интересами потребителя. Ведь ни один потребитель сегодня точно не может сказать, что из себя представляет эко- или фермерский продукт –нет никаких необходимых реестров для них. Некоторые производители на этом открыто спекулируют, так как у них абсолютно развязаны руки с точки зрения законодательства.

— Если продукция имеет сертификат органичности, покупатель может быть уверен в ее высоком качестве?

— В Украине потребитель не может быть уверен ни в чем. Исследования органической продукции, которые проводила и наша компания в том числе, говорят о том, что с органической продукцией в нашей стране бывают проблемы. Если контроль за таким производством в стране был бы более жестким, можно было бы говорить о защите прав потребителя. Ведь компания может пройти процедуру сертификации, а через 1-2 года начать выпускать не очень качественный продукт.

— Чем объясняется высокая популярность эко-продуктов в Украине?

— Люди хотят приобретать натуральную, безопасную и качественную продукцию. Производители, понимая это, пытаются сыграть на этом желании. Тут все просто: спрос рождает предложение.

— Эко-косметика тоже входит в перечень продукции, которая подлежит сертификации?

— Не существует такого понятия, как эко-косметика. Это еще один прекрасный маркетинговый ход, на который «клюют» многие покупатели.

— Сегодня в Украине можно говорить о развитии отрасли, которая занимается органической продукцией?

— За последние 5 лет таких продуктов в Украине стало намного больше, а спектр их направленности расширился в несколько раз. Если раньше органическое подсолнечное масло и молоко представляла одна торговая марка,  то сейчас в этих сегментах на внутреннем рынке уже есть конкуренция – производители стараются даже расширять свою линейку. То есть, качество многих продуктов на полках магазинов действительно улучшается, но тут сам потребитель должен быть более избирательным, понимая, на какие марки стоит обращать внимание.

 

Читайте также по теме