Человек, превративший любимое дело в успешный бизнес, — это о Николае Кобзове. Таких историй в Украине немало, однако там, где речь идет о цирке, он, пожалуй, единственный. С 9 лет Николай начал заниматься в цирковой студии, а в 15-ть уже выступал на арене. Собственный цирк Кобзов открыл в 2000-ом и через три года уже владел пятнадцатью шапито, в том числе в России. Ныне Цирк Кобзов является членом правления Европейской ассоциации цирков. Николай возглавляет Совет ветеранов цирка, руководит Музеем циркового искусства, проводит Международный фестиваль «Золотой трюк Кобзова», а также активно «судит» других артистов на престижных конкурсах за границей, популяризируя Украину. Николай Кобзов рассказал «ГолосUA», как едва не стал трактористом, о том, как работал за 10 долларов в месяц и как ездил на гастроли под «конвоем» двух ледоколов...
В ДЕТСТВЕ ВЫБИРАЛ МЕЖДУ ФУТБОЛОМ И ЦИРКОМ
— Николай Николаевич, кем хотели стать в детстве?
— Я вообще в детстве был активным мальчиком. Ходил на бокс, футбол, настольный теннис, танцевал… Но у моих родителей был частный дом и большое хозяйство – 400 кур-бройлеров, 6 свиней, корова, 5 индюков – и работы хватало. Учился во вторую смену, с 2 часов дня, вставал в 6 утра, кормил все это хозяйство, чистил, убирал, а к 9 утра шел на первый кружок, на бокс, затем на футбол. Перед занятиями в школе успевал сыграть в теннис, а после уроков – посетить цирковую студию. Потом отец сказал: так нельзя, выбирай! И я выбрал футбол и цирковую студию. Но времени перестало хватать даже на это: папа взял еще 4 гектара земли, расширил хозяйство. И мне пришлось выбирать между футболом и цирком. Я выбрал цирк.
— И дальше вы пошли учиться в эстрадно-цирковое?
— Я поступал в эстрадно-цирковой колледж в 1989 году, но меня не приняли. Отец мне тогда сказал: «Циркач из тебя не получится, но трактористом я тебя сделаю». И я поступил на тракториста-машиниста широкого профиля. В это время в Никополе оказался с гастролями цирк, которому не хватало одного номера. А у меня как раз был номер. И я, не задумываясь, стал артистом Северо-Осетинской государственной филармонии. Вот так в 1989 году начался мой путь в цирке.
— А к учебе вы все-таки вернулись?
— Конечно, в 1999 году я поступил в вуз. Нужно было все равно учиться. По образованию я режиссер массовых мероприятий.
— Что вас подтолкнуло открыть свой цирк?
— Я застал хорошие времена в цирке (1989 год), когда была советская власть, артистам тогда хорошо платили, хорошо их принимали… А затем пришли ужасные времена, когда все уничтожалось. В 1992 году я получал 10 долларов в месяц, и мы, артисты труппы, не могли позволить себе даже купить нормальной еды – ходили по селам и просили у бабушек яйца. В 1997 году я решил стать руководителем коллектива в дирекции Цирка на сцене. У нас был самый успешный коллектив. Но хороший результат не нужен нашему государству. Все дотации, оказалось, идут вразрез с успехом, я это поздно как-то понял. На все мои предложения мне отвечали: так, Николай Николаевич, сядьте и помолчите. Три года я терпел, но в 1999 году начал создавать свой цирк. В 2000-ом мы впервые выехали с ним на гастроли, в 2001-ом у нас было 4 цирка, а в 2003-ем их уже стало 15!
— Ваша международная деятельность началась с гастролей?
— За границей мы гастролировали только по России. У нас восемь коллективов там выступало под флагом Украины. Там мы открыли земли, где никогда не ступала нога циркового артиста. Например, уже четыре года проводим гастроли на Камчатке. Мы поставили цирк в Магадане и Норильске. Когда плыли на корабле в Магадан, пошли льды, и нам пришлось вызывать ледокол. Из-за таких расходов гастроли получились не очень удачными, но мы покорили город! А с 2006 года я был на всех фестивалях членом жюри, на некоторых помногу раз. Вот в Италию скоро поеду уже в седьмой раз. Еще были в Монте-Карло, Франции, Китае. А ведь членом жюри стать очень непросто: артисту попасть на фестиваль тяжело, потому что их отбирают всего человек двести, а членов жюри всего шесть.
МЫ МОЖЕМ ПРИГЛАШАТЬ АРТИСТОВ ИЗ ЕВРОПЫ, ПОСКОЛЬКУ ТАМ СЕЙЧАС КРИЗИС
— Чем занимается цирк Кобзов сейчас?
— Цирки стали самостоятельными единицами, с другими названиями. Мы переходим на другой уровень, поэтому сейчас единственный цирк под брендом Кобзов, выехавший на гастроли, просто огромен – больше Национального цирка. В Национальном цирке две тысячи мест, а у нас три тысячи, высота – 16 метров. У нас зрители уже готовы платить дороже за билет, а мы имеем возможность предоставлять им более качественное шоу. Сейчас привезли из Италии дрессировщика Фарину, сделали хорошее шоу, создали комфорт для зрителей. Посетители могут спокойно зайти и посмотреть, в каких условиях содержатся животные – то есть, помимо самого цирка, мы предложили зоовыставку, еще есть террариум и выставка динозавров. Гастролировали два месяца во Львове, потом в Тернополе, вот переехали в Луцк. Сейчас работаем в больших городах, пока не подберем хорошую техническую команду.
— Сколько иностранцев у вас в труппе? В Украине они получают европейскую зарплату?
— У нас работают три итальянца и румын. В Европе очень большие финансовые проблемы, поэтому теперь стало возможным приглашать оттуда артистов. И уровень дрессировки совершенно разный – у нас на выступлении вы никогда не подумаете, что животных дрессируют. Здесь больше пропаганды любви к животным, но при этом они исполняют невероятные трюки! В нашей стране пока этого нет…
— А как и кто сейчас приходит работать в цирк у нас?
— В основном это самоучки или выпускники театральных студий, эстрадно-цирковых колледжей. Причем, как правило, выходцы из простых семей. Тем более что сейчас цирк показал, что этим можно зарабатывать. Легче стало пробиться в Европу, ведь цирковым артистам не нужно знать язык. У нас в стране примерно три тысячи артистов цирка, из них около 2,5 тыс. работают за рубежом. И это хорошо, это популяризирует страну.