- Чуть ли не единственной хорошей новостью в украинской экономике, которой может похвастаться правительство, в этом году стал хороший прогноз по урожаю зерновых культур. Так, после прошлогоднего неурожая и серьезных потерь в объемах экспорта государственные мужи с радостью сообщают о том, что аграрии в этом году соберут не менее 52-53 миллионов тон зерна. Зернотрейдеры предрекают и того больше – рекордные 57 миллионов. Сами же фермеры с такими прогнозами не согласны. Более того, новый урожай принес им и новые проблемы – обвал цен на внутреннем рынке. Отечественные трейдеры объясняют ситуацию падением мировых цен на зерно. Аграрии не соглашаются: на Чикагской бирже падение цен в период с апреля по июль составило всего 4,6%, тогда как у нас зерно подешевело чуть ли не вдвое. Президент «Ассоциации фермеров и частных землесобственников Украины» Николай Миркевич считает, что причина обвальной цены – в сговоре зернотрейдеров. Об этом он и сообщил в интервью ГолосUA.
- — Николай Степанович, вы говорили, что в настоящее время трейдеры закупают зерно у селян по 1300-1400 грн. за тонну. Что означает такая цена для фермеров?
- — Цена ниже себестоимости (около 1600 грн/т – ред.) загоняет крестьянина в глухой угол, не дает возможности ему дальше работать, потому что, работая себе в убыток, мы долго не протянем. — Селянин вкладывал целый год средства в зерно и 300 дней ожидал этот урожай, причем вложил больше средств, чем в прошлом году: минеральные удобрения подорожали, горюче-смазочные материалы подорожали и все остальное подорожало. Плюс расходы, арендная плата и так далее.
- Почему такая низкая цена – понятно, ведь зернотрейдерам выгодно купить, как можно дешевле, потому что по той цепочке, пока он вывезет за границу, у него разные появляются траты, и он покрывает их за счет цены на зерно. И в этом их сговор, потому что у всех низкая цена – никто не ставит цену хотя бы на уровне прошлого года.
- — Как заставить трейдеров поднять закупочные цены, если, как вы говорите, они тоже связаны с множеством дополнительных и не всегда прозрачных расходов?
- — Нужно, чтобы государство вмешалось, пока цена обвальная. Таким образом, мы получим оборотные средства, с которыми сможем выйти в поле и дальше работать. А мировой рынок зерна сбалансируется, мы в это верим. Тогда крестьяне смогут реализовывать продукцию и дальше существовать. Иначе мы не сможем досеять то, что запланировали, и не будет, чем похвастаться. Поэтому мы призываем правительство выделить из бюджета средства оборотные, вышел на рынок и скупил у нас – мелких фермеров, не у холдингов – продовольственную пшеницу для обеспечения продовольственной безопасности страны.
- — Какой размер государственной поддержки необходим сегодня крестьянам?
- — Аграрный фонд может вмешаться и купить хотя бы 1 млн. тонн хлеба, чтобы стабилизировать таким образом цену на рынке. Купить по прошлогодней цене – 1869 грн. за тонну пшеницы третьего класса. Тогда зернотрейдерам некуда будет деваться, и они вынуждены будут ставить нормальную цену, чтобы купить, так как у них тоже есть контракты. Если рассматривать вообще, то во всем мире фермеры получают поддержку от государства, а мы ее не получаем – о чем можно говорить? И если мы даем сегодня бюджету 45 миллиардов гривен, то 4,5 миллиарда должны вернуться в аграрный сектор – 10%.
- — В нынешних непростых условиях как вы относитесь к планам правительства за несколько лет увеличить урожай до 80 млн. тонн?
- — Не вопрос 80 млн. тонн – это реально. Но нужно ли нам это сегодня – готова ли наша транспортная система, или наша система хранения, или наша система перевалки. Выдержат ли наши селяне или техника, которая сегодня на 90% изношена. Это не проблема вырастить, а потом что – поставить селянина на колени, обвалить цену до тысячи гривен (за 1 тонну – ред.), чтоб остался без штанов. Так что тут надо соблюсти баланс финансовый, нужно возродить животноводство.