Н. Салтовская: «Колядки — древнее Крещения Руси»

Оказывается, наши предки не всегда праздновали Рождество и Новый год зимой. Однако в этот день они придерживались четкого регламента: нельзя было ходить в гости, одалживать что-либо, ссориться и т.д. Кроме того, в обряде празднования Рождества и до сих пор сохранилось много элементов, которые вообще не касаются христианской традиции. Скажем, нигде в Библии не сказано, что на Святой Вечер можно садиться за стол только после восхода первой звезды, что на столе должно стоять 12 блюд и т.д. На праздник Рождества колядки петь позволялось только молодым ребятам, а старым людям вообще нельзя было выходить со двора. Интересно, что тексты колядок, которые сохранились и поныне, гораздо старше Крещения Руси.

Об этом и не только журналисту «ГолосUA» рассказала кандидат филологических наук, доцент кафедры фольклористики Института филологии КНУ имени Тараса Шевченко Наталья Салтовская.

— Близится Рождество и, к счастью, большинство украинцев еще не забыло традиции своих предков, но некоторым все же не мешало бы напомнить их. Так как в прошлом праздновали Рождество?

— Об «очень древних временах» сейчас говорить трудно, поскольку отсутствуют письменные памятники, которые бы засвидетельствовали подробное описание празднования. Первые упоминания о Рождестве встречаем в летописной литературе, в записях фольклора 18-19 века. Но самое главное, на мой взгляд, это та традиция празднования, которая сохранилась у каждого из нас в семье. Как свидетельствуют фольклорные и этнографические источники, Рождество – это семейный праздник. Обычно семья в этот день собиралась дома, даже те члены семьи, которые по определенным причинам были далеко от родных краев на Рождество обычно возвращались домой.

Рождество – очень древний праздник, и в коротком интервью все объяснить будет сложно. Поэтому хочу отметить, что это один из важнейших, самых величественных праздников украинцев. Сегодня мы празднуем «Рождество Христово», то есть христианский праздник. Однако в самом ритуале Рождества сохранено много разных элементов еще дохристианских, и, что интересно, сегодня украинская церковь не отрицает народную традицию праздника. Итак, состоялся своего рода синтез дохристианской и христианской традиций, как известно Рождество совпало с дохристианским праздником зимнего солнцеворота. И мы сегодня знаем Рождество или Свят-вечер по такой традиции – 6 января (последний день Филипповского поста), в этот день строго постились. С утра готовились к Святой Вечере, на которую готовили 12 постных блюд, весь день члены семьи проводили в согласии, тщательно готовясь к Вечере, в этот день не ссорились, а если кто с кем и был в ссоре или недоразумении должны были помириться, попросить прощения друг друга и простить.

Ближе к вечеру хозяин вносил в дом Дидуха – сноп ржи или пшеницы – символ хорошего урожая, при этом поздравлял семью и ставил сноп в красном углу. После этого хозяин и хозяйка с новоиспеченным хлебом, медом и маком обходили весь дом, обкуривая все ладаном. Дикий мак хозяйка сыпала на пороге в хлеву, чтобы уберечь скот от злой силы. Собственно, все эти ритуалы были направлены на то, чтобы уберечь семью в Новом Году от бедствия. Даже в доме под скатерть по четырем углам на столе хозяйка клала по головке чеснока, чем отгоняла злую силу от хозяйства. Хозяин в этот вечер исполнял еще ряд различных ритуалов, которые тоже были направлены на задобрение и домашнего скота, и диких зверей, и сил природы в Новом году.

После этих ритуальных обходов, с появлением первой звезды семья собиралась за столом для Святой Вечери. В некоторых регионах Украины дети носили ужин к  бабке и деду, к тетке, к крестным родителям. На следующий день после службы в церкви дети и молодежь начинали обряд колядования, также начиналось и употребление скоромных блюд и празднование (хождение в гости к родственникам). Здороваются в этот день словами: «Христос рождается!» в ответ: «Славите его!», поздравление надо повторять трижды. Такое приветствие сохранялось во многих регионах Украины вплоть до Крещения!

— Что такое Дидух?

— Дидух – это первый или последний сноп, собранный из урожая, его держали с жатвы вплоть до Рождества. Изготовляли из ржаных или пшеничных пучков, которые обвязывали цветной лентой или стеблем. На Рождество Дидуха в дом заносил хозяин и ставил в углу. А утром следующего дня сноп-дидух сжигали во дворе. Наши предки верили, что в Дидухе живут духи поля, духи умерших предков, а после сжигания вместе с дымом в небо уходит и щедрый бог Дидуха. Сжигание Дидуха это своего рода жертвоприношение, заговоры на новый урожай. Можем предположить, что этот ритуал имел и обереговую функцию, ведь все действия участников Рождественских действ направлены на величание и задабривание божества, которое рождается. В наше время изготовлением дидухов занимаются народные мастера, и отчасти эти изделия являются непревзойденными художественными произведениями.

— А что такое Коляда?

— Дело в том, что на этот вопрос ученые не могут дать однозначный ответ. Единого мнения о происхождении слова «коляда» нет. Мнения исследователей-фольклористов разделились: одни считают, что это божество, которое олицетворяло рождение Солнца, другие объясняют его происхождение от латинского названия Calenda, что означает праздник нового года.

Однако в любом случае, очевидно, что в это слово, которое стало символом, наши предки вкладывали глубокий смысл. Например, в одной из колядок поется: «Їхала Коляда в мальованому возочку, На вороному конику!». В древнейших текстах колядок Коляда выступает персонифицированным образом, к которому обращаются люди с поздравлениями, отсюда и делаем предположение, что Коляда могла быть божеством для наших предков, причем божеством, которое символизировало именно рождение Нового года. Ведь во всех колядках говорится о рождении, создании Нового мира, во всех текстах заложено пожелание-заговор всего наилучшего в Новом году.

— То есть колядки, которые поют и поныне, является намного более древними, чем Крещение Руси?

— Конечно, и подтверждением тому являются сами тексты с отраженными в них мировоззренческими представлениями украинцев. Одна из древнейших украинских колядок рассказывает о процессе творения мира: «Коли не було з нащада світа, тоги не було неба й землі, ано лем било синєє море…», и создателем мира согласно этой колядке является не Бог, а три птицы-демиурга. О дохристианском происхождении колядок свидетельствуют и часто употребляемые персонифицированные образы-символы Солнца, Луны, Зари, Коляды, Даждьбога. В семейно-хозяйственных колядках, которые адресованы хозяину, главный персонаж – Пан-хозяин, которому желают здоровья и хорошего урожая в Новом году. Колядки, которые адресованы хозяйке – восхваляют добродетели хозяйки. В колядках девушке – предсказывают удачное замужество, парню – доблесть воина или хорошее хозяйство. Существуют даже тексты, адресованные детям, людям старшего возраста, всем членам семьи и, что характерно, основной смысл этих текстов остается неизменным: силой слова и обрядодействий способствовать благосостоянию сельской семьи.

В так называемых христианских колядках основным мотивом является рождение Сына Божия, Спасителя мира – Иисуса Христа, который пришел на землю, чтобы спасти человечество от греха. По текстам колядок, как писал в свое время М. Драгоманов, можно проследить оттенки религиозных представлений от древнейших времен до более поздних. Эти тексты прошли испытание временем и впитали в себя ценную информацию о жизни нашего народа, синтезировали двоеверие, как например, в распространенной колядке: «Добрий вечір тобі, пане господарю, радуйся, ой радуйся, земле, Син Божий народився!». Самое важное – это то, что эти тексты и дохристианские, и христианские передавались в семье из поколения в поколение, потому что была традиция обязательного соблюдения всех элементов рождественского ритуала. Сегодня, особенно в городах, традиция колядования таки приходит упадок, а колядники, если и знают, то одну-две колядки. Эту традицию может и стоило бы возродить, ведь приходить в упадок она стала не так и давно, каких-то последних лет 50 и не во всех регионах Украины.

— Как отличить колядки от щедривок, ведь их тексты очень похожи?

— На самом деле между ними четкой разницы нет. Это ритуальные величальные песни, которые обычно выполнялись во время ритуальных обходов домов. Каждая семья ожидала колядника, который как предвестник пожелает счастья в новом году. В современной фольклористике существует мнение, что колядки – это тексты, которые выполняют на Рождество, в этих текстах говорится о процессе создания Мира; величании хозяина и всех членов семьи с пожеланием им добра и счастья в Новом Году. Значительная часть колядок имеет библейскую тематику, рассказывает о рождении «Сына Божия». А щедривки – это ритуальные песни, которые исполняли на Щедрый вечер, то есть на Маланки и Василия. В текстах щедривок, часто звучит рефрен: «Щедрий вечір, добрий вечір, добрим людям на здоров‘я!», который свидетельствует о времени исполнения этих текстов.

— То есть Рождество объединяет в себе две традиции: христианскую и языческую?

— Сегодня Рождество — христианский праздник, но в традиции самого празднования сохранилось много дохристианских рудиментов. В Библии вы не прочитаете, что за чем нужно делать на Рождество, а в народе четко придерживаются традиции: пока звезда не взошла – за стол не садятся, обязательно на столе должны быть 12 постных блюд. Ранее в качестве символа прихода нового года в дом заносили Дидуха. У наших предков Рождество ассоциировалось с рождением Нового года и об этом свидетельствуют колядки. Сегодня же мы празднуем Рождество как рождение Иисуса Христа — Сына Божьего, но в обряде очень много элементов, которые христианской традиции не касаются: например, кутья.

— Откуда берет начало кутья?

— Точно утверждать о том, откуда появилась традиция готовить кутью, не будет никто, так как нет достоверного источника, который бы указал на это. Кутья – это ритуальное блюдо, сегодня ее готовят из пшеничного зерна, раньше из ржаного и ячменного. Эти зерновые культуры были распространены на территории Украины с древнейших времен. Это основные продукты питания наших предков, из этих злаков не только варили кашу, но и пекли хлеб. Стоит отметить, что блюда в виде каши и хлеба являются основными элементами в семейных и календарных обрядах украинцев. А объяснение, почему готовили эти обязательные ритуальные блюда, разные: ряд исследователей склоняется к мнению, что это – пища богов, другие – что это отголосок ритуала жертвоприношения богам. Но при любой трактовке это – традиция обязательного потребления ритуального блюда, в частности на Рождество – кутьи. Эту традицию мы сегодня обязательно соблюдаем и, потребляя кутью, каждый желает и себе и ближнему добра в Новом Году.

— Какие еще рождественские ритуалы соблюдали наши предки?

— Собственно о регламенте этого дня я уже сказала в начале разговора. Поэтому хотелось бы подчеркнуть еще одну деталь рождественской обрядности, что важную роль для полноты праздника играли не только ритуальные действа которых, собственно, не так уж много, а поверья, связанные с проведением этих действ, и которых, как свидетельствует традиция, придерживались всегда.

Возможно, не все сегодня могут объяснить, почему именно старым людям не стоит идти в гости или колядовать, почему нельзя ничего никому одалживать, и самому желательно ничего не просить – это считалось дурной приметой и предвещало болезни и нищету на весь год. По народным поверьям на Рождество и Новый Год в дом желательно, чтобы первым зашел молодой здоровый мужчина или парень с добрыми пожеланиями – это предвещает добро, здоровье и согласие семье на весь год. Колядников, полазника обязательно надо было отблагодарить (или деньгами или продуктами). На рождественский стол обязательно ставили лишнюю тарелку и стопку – таким образом поминали умерших родственников, веря, что их души приходят в дом в Рождественскую ночь. В эти дни не делали тяжелую работу, не шили, не резали, не рубили, не мели хату, а если и случалось, то мусор на ночь не выносили.

— Несмотря на то, что не всех традиций сегодня придерживаются украинцы, все же очень многое сохранилось…

— Понимаете, сейчас часто слышим жалобы, что украинцы перестали следовать традициям, что-то не так празднуют. Спрашивается: а откуда вы знаете, что не так, если утверждаете, что традиции и обычаи исчезли? Это не совсем так, одно отошло, а другое, возможно, и появилось, но все в Украине знают, что сегодня Рождество. Возможно, не знают всех элементов обряда, не всегда могут объяснить значение этих элементов, поскольку это зависит от знаний, которые передаются в семье от деда-прадеда, от традиций и обычаев, которые обычно хранятся в семьях, от уровня образованности человека в целом.

Сегодня Рождество – христианский праздник, и украинцы обязательно будут его отмечать. Для тех, кто придерживался строгого поста и пойдет на службу в церковь это праздник, пожалуй, более знаменательный, чем для того, кто не соблюдал строгий пост, но старался сдерживать свои желания и все же готовился к празднику. Несмотря на различные сетования и прогнозы скептиков, я убеждена, что большинство людей в Украине в Рождественский вечер приготовят 12 блюд и начнут Святую Вечерю после первой звезды именно с ритуального потребления  Кутьи. Поскольку именно Праздник Рождества – это неотъемлемая составляющая традиционной культуры украинцев, хранящейся со древнейших времен. Обычно украинцы не идут в этот день в ресторан или в гости, а собираются в семейном кругу, вспоминают прошедший год, как бы отчитываются о сделанном, вспоминают своих умерших родственников, и тех, кто живет далеко, желают друг другу счастливого года, и это самое главное.

Читайте также по теме