Н. Щепец: «Если не следить за коммуникациями, затопления в Киеве могут быть больше»

В середине июля Киев накрыли ливень и шквалы. Упало 150 деревьев, возникли трудности в работе транспорта. Задерживалось движение трамваев, троллейбусов и автобусов. Пострадали станции метрополитена. Вода попала в кассовые залы станции метро «Берестейская». Ее пришлось закрывать на вход и выход. Также на вход и выход закрывали один из вестибюлей станции «Академгородок». Оттуда сутки откачивали воду. Возле станции метро «Дорогожичи» затопило путепровод. Последствия непогоды в городе ликвидировали 12 бригад гидрослужб и 38 бригад по ручной уборке «Киевавтодора» – всего более 320 работников дорожно-эксплуатационных предприятий. Почему в Киеве продолжаются затопления во время дождей, в интервью ГолосUA рассказывает эколог, бывший директор КП «Плесо», заслуженный работник сферу услуг Украины Николай Щепец.

– Николай Степанович, какие проблемы показали затопления в Киеве? Можно ли их отнести к архитектурным?

– Я бы сказал не столько архитектурные, сколько ошибки при реализации Генерального плана города. Но это в целом. В 1997 году затопило станцию метрополитена «Героев Днепра». Когда разобрались, в чем причины, то выяснилось, что те сливосточные системы, которые отводят воду с той территории, направлены в две стороны. Одна линия ответвлялась к Днепру, вторая ветка – в сторону улицы Богатырской или на реку Почайну. Когда все это проверили, то оказалось, во-первых, что ни один приемник воды не работал нормально, потому что они никогда с момента их строительства не чистились. Во-вторых, обнаружили ошибки при укладке самих этих сливостоков, когда уклон был меньше одного сантиметра на километр. В таких условиях почти горизонтального залегания труб сток воды практически невозможен до того момента, пока труба полностью не заполнится водой. Если это открытый водоем типа канала, то вода будет течь, а в закрытой системе вода не стекает. Тогда работники государственного коммунального предприятия «Плесо» выполнили работу по расчистке этих двух веток вручную. После этого было издано распоряжение и решение Киевского городского совета о необходимости постоянного ухода за именно сливосточной канализацией. С того времени и где-то по 2013 год случаев значительного затопления, подтопления городских территорий во время таяния снегов или во время летних ливней практически не происходило. Тут один фактор, на мой взгляд, главный: если будешь ухаживать за системами, они будут в основном справляться с водоотводом.

В те же времена постоянно затапливались переходы на площади Победы в центре города. Причина этого заключалась в том, что никто не присматривал за речкой Лыбедь при ее входе в тоннель, который проходил под Вокзальной площадью. С того времени «Плесо» выполняет работу по уходу за пропускными решетками, и ни одного затопления подземного перехода на площади Победы с того момента и по сей день не было. В то же время мы наблюдаем, особенно этим летом, когда относительно небольшой кратковременный дождь, но большой интенсивности на Печерске вызвал затопление станции метро «Олимпийская». Кстати, там находится самый большой, самый мощный, с самой большой пропускной способностью коллектор – речка Кловка, 4 метра шириной и 2 метра высотой. Пропускная способность такого коллектора колоссальна, но в то же время затопило.

– О чем это говорит?

– Во-первых, допущено, возможно, неправильное прокладывание коллектора после строительства на Олимпийской площади, и это было на первых порах выявлено и исправлена ошибка, еще когда строили в начале 2000-х годов. Но вероятно, на сегодняшний день за ним никто не ухаживает всерьез. Конечно, есть ответственные, те, кто несут ответственность, но относятся к этому, вероятно, как говорят, спустя рукава.

– Насколько риск затоплений создает современная застройка города?

– Это вторая проблема, которая порождается погрешностями и Генерального плана, и особенно планов детальной планировки застройки. Это связано с тем, что в Киеве резко увеличилось количество территорий или площадей с твердым покрытием. Это касается как высотной застройки, так и строительства новых дорог, тротуаров и так далее. Соответственно все меньшее количество воды может попадать непосредственно в почву. Снова-таки вода собирается на этих твердых покрытиях. И даже рекреационная перегрузка. Вы можете это наблюдать во время любого дождя или, будем говорить, увеличении количества воды на тропинках, протоптанных даже в наших лесопарковых зонах. Тропинка, чуть понижение, и там сразу лужа. Это также увеличение количества территорий с твердым покрытием, потому что мы, уплотняя почву, также не пускаем воду. Кроме того, даже в песчаных условиях, когда стоят такие температуры воздуха, как сейчас, +30 и выше градусов, песок пересыхает и, когда выпадает интенсивный дождь, он совсем не принимает воду. Вся вода стекает даже с песка, и только когда он становится влажным, тогда он достаточно быстро начинает принимать воду и вода идет в почву. Это еще одна проблема, но в первую очередь чрезвычайно плохое обслуживание всей водосточной системы в границах города Киева, особенно сейчас. Это ошибки при строительстве, не при проектировании, как правило, проектирование проводится достаточно пристойно и согласно канонам, правилам или законам сооружения таких гидротехнических систем.

– И эти ошибки были допущены при строительстве станций метро, как Вы считаете?

– Понимаете, при строительстве станций метро ошибок, на мой взгляд, не было. А уже сама система водоотвода не касалась строительства метрополитена. Это уже, так сказать, сопутствующее с этим строительством и поверхностное по отношению к метрополитену.

– Мэр Киева заявил, что городские службы знали, что будет такой ливень и заблаговременно стоки воды были проверены и прочищены. Могут ли такие меры предотвратить затопления?

– Стопроцентно. Если вовремя после предупреждения сотрудники «Киевавтодора» или дорожно-эксплуатационного участка районов работают на опережение, то подобного не произойдет. Пример я привел. Даже сегодня работники «Плесо», следя за концами труб, которые выходят в наши открытые сливные системы – речка Лыбедь, речка Сырец, Дарницкий мелиоканал – там, где они успевают сделать перед дождем, а предупреждение сегодня все получают вовремя, то там не случается подобных явлений. Это даст эффект. Второе – необходимо совершенствовать систему поверхностного водоотвода. Это основная проблема. Уплотнение территории, увеличение площади под застройку. Это приводит к увеличению воды, которая стекает по поверхности. Это основная проблема, а значит над этими проблемами нужно работать. Четко контролировать сдачу в эксплуатацию всех объектов, связанных с освоением территорий. В моей практике был случай сдачи объектов, где были только сливоприемники, и труба лежала 10 метров в одну сторону и 10 метров в другую, а дальше ее не существовало. Это было на Позняках в начале 90-х годов. С таким мы сталкивались.

– Если не проводить работу и не ухаживать за коммуникациями, последствия могут быть хуже?

– Конечно. Стопроцентно. Затопления могут быть намного больше. Система не может поддерживать сама себя без человека, потому что она создана человеком. Мы живем не в горах как в Швейцарии например, где система имеет нормальный сток и скорость, а в условиях замедленного водоотвода, как у нас на равнине, за этим необходимо следить, потому что все, что попадает в воду, при замедленном течении начинает оседать. Осаждение тех частиц приводит к загрязнению труб, загромождению их, а тем более мы знаем, как мы ведем себя с любыми отходами. К отходам я отношу и природные осадки, и те продукты, которыми мы пользуемся и выбрасываем где не попадя. И все это и приводит к таким эффектам.

Читайте также по теме