Успешность человека определяет столкновение его характера со средой и то, как педагогам удалось раскрыть его уникальные качества, склонности, таланты. Один из главных вызовов нашего времени – это переменчивость мира, и к этому ребенка надо готовить с раннего возраста. Частично эту задачу выполняет программа развития детей в рамках Новой Украинской школы. Но в эту программу стоит включить ряд новых учебных инструментов, чтобы повысить адаптивность детей. Об этом в интервью корреспонденту ГолосUA сообщил эксперт по вопросам образования Украинского института будущего, основатель платформы Next Generation Business School Николай Скиба.
— Николай, с какого возраста детей надо готовить к тому, что им придется жить в переменчивом мире?
— Готовить к этому их нужно как можно раньше. В первую очередь, для этого нужно в их обучение вносить разнообразие и показать, что некоторые их представления могут не оправдываться и ситуация может измениться очень быстро. Приблизительно лет с 7 дети интуитивно понимают, что такое «картина мира». По крайней мере, на уровне историй, которые они воспроизводят в играх и рассказывают другим. И стоит приучить детей к тому, что их картина мира изменится в течение жизни. В чем это будет выражаться? В том, что однажды некоторые привычки или навыки им не помогут, если вдруг изменятся обстоятельства и придется очень быстро что-то «сооружать». В игровой форме это можно показывать с 7-летнего возраста, а с 12-14 лет объяснять, что такое турбулентный мир, который в 21 веке сильно отличается от того, что было в мире 50 лет тому назад.
— Правильно ли я понимаю, что детей стоит приучить к неожиданностям, чтобы они не паниковали уже во взрослом возрасте и были эффективны в форс-мажорной ситуации?
— Да, в игровой форме можно показать разные ситуации и выработать у ребенка навык не паниковать в неожиданной ситуации. Например, задавая неожиданный поворот ходу игры или вводя новых персонажей. Когда это происходит в игровой безопасной ситуации, то вырабатывается правильная реакция, которая помогает собраться и с меньшим стрессом найти ответ на эту ситуацию.
— Как вы думаете, какие обучающие инструменты нужны современным украинским школам, чтобы детей подготовить к успешной самореализации в переменчивом мире?
— Я упоминал об этом во время доклада на образовательном форуме «Освітня кухня-2019». В матрице компетентностей Новой Украинской школы есть те основные навыки, которые стоит прививать детям и сделать это основой для развития навыка достигать своих целей в переменчивом мире. Например, это навык предприимчивости как способность проявлять инициативу, способность видеть возможности в ситуации, когда другие еще этих возможностей не видят. Это же означает способность генерировать новые идеи и внедрять их в жизнь как для повышения собственного социального статуса и благополучия, так и для развития общества.
Для этого ребенку понадобится навык развязывания проблемы. Например, способность рискованных решений, способность к творчеству, умение работать в команде. Это то, что очень нужно в переменчивом мире. Потому что в таком мире, а именно к этому, как я считаю, нужно готовить детей, у одного человека никогда нет ответов на все вопросы и нет возможности держать в голове всю информацию. Но когда есть команда, то срабатывает так называемый коллективный интеллект: это аккумулирование знаний людей с разным типом психики, разным опытом, и если у членов команды отработан навык работы в таких условиях и там правильно распределены все роли, где люди дополняют друг друга, так можно выстоять в очень сложных ситуациях.
Почему важно это. Сейчас в Украине разрабатывается базовый учебный стандарт Новой Украинской школы, а он уже выставлен на общественное обсуждение. Он включает ядро знаний, и «сетку» сквозных навыков и компетентностей. Я бы только добавил к этому списку необходимых ребенку навыков – способность быстро адаптироваться в любой ситуации, развиваться с помощью неожиданных (для учеников) поворотов игровой программы, с помощью провокативных вопросов, когда просто невозможно списать все на удачу и сфальшивить.
К сожалению, в школе все еще готовят детей ко взрослой жизни по массовой парадигме: считается, что должны быть навыки, которые есть у большой массы людей. Так и прописывают стандарты, так строятся учебные программы и система оценки. С помощью этих систем можно оценить, как учится ребенок – хорошо или плохо, если сравнивать с другими детьми. Но в этом и ошибка, потому что так из поля зрения педагогов исчезают индивидуальные компетентности. Но потом оказываются, что они очень полезны были бы детям, когда они взрослеют и оказываются в очень нестандартной ситуации. Как правило, с очень нестандартной ситуацией может справиться взрослый с очень необычной компетентностью – например, синестезией, умением вязать узлы или особенной реакцией на запах, и, конечно — умением оперировать определенными математическими величинами.
И чтобы хотя бы педагоги понимали, у кого из детей есть такая особенная, индивидуальная компетентность. Если они будут это понимать, то смогут объяснить детям, что этой особенности не нужно бояться, и объяснят, чтобы дети эти особенности не скрывали хотя бы от себя самих.
— А у вас есть идеи, как можно выявить во время учебы эти уникальные компетентности?
— Например, во время учебного процесса смоделировать неожиданную ситуацию, чтобы ребенок разбирался в ней и реагировал, как ему удобно. Во-первых, так развивается адаптивность. А адаптивность это не только адаптивность как гибкость мышления ради физического выживания, но и способность в сложной ситуации под давлением обстоятельств рационально мыслить, планировать и двигаться дальше. То есть способность быть адаптивным в сложной ситуации, способность уметь посмотреть на нее с непривычного ракурса и максимально использовать в свою пользу без преувеличения ценности своей безопасности.
Поясню: если человек попадает в сложную ситуацию, которая ставит его на грань выживания, то огромное значение приобретает возможность самосохранения. Тогда безопасность становится самой главной ценностью, и человек «отключает» другую ценность – ценность самовыражения.
Во-вторых, при игровом моделировании ситуации ребенок может показать свои природные способности, которые до того не были выявлены. Например, игровая ситуация «пожар». Дети, конечно, смеются с того, что им предлагают справиться с этой ситуации, что эта ситуация не настоящая… Но важно увидеть, как ребенок реагирует на эту ситуацию или на подобную.
Есть такое направление в психотерапии и бизнес-образовании – ситуационные игры. Суть игры в том, что нет четкого последовательного сценария событий, рассчитанного на несколько часов игры. Есть только начало игры и ведущие, которые моделируют ситуации, постепенно или неожиданно вводят новые условия, а участникам нужно быстро адаптироваться к этому. По итогам игры анализируют реакции и решения участников игры, выясняют, как удалось выполнить все задачи.
И если детям предлагать такие ситуационные игры, они будут вынуждены показать весь арсенал своих природных способностей. И этого очень не хватает в учебном процессе. Я бы это предложил ввести в учебные программы в школах.
Плюс я бы хотел, чтобы в школьных программах были игры, которые помогут детям раскрыть и осознать свои уникальные компетентности, а также помогут научиться ими оперировать.
— Какие ситуации из нынешней жизни можно предложить детям как модель игровой ситуации в обучающих целях?
— Пандемии заболеваний, экономические кризисы, войны, проявления терроризма – это все вызовы, связанные с безопасностью человека. И правильно реагировать на такие вызовы — это реагировать с сохранением возможности самовыражения. Сейчас, в 21 веке, в мире активно развиваются инновации. Детям нужно показать, что если мир скатится в необходимость повысить ценность безопасности, то очень многие инновационные проекты будут свернуты. Тогда отдельные государства утратят тот темп развития разных отраслей, которые помогают изобретать новые лекарства, новые способы переговоров, примирений, новые способы очистки океанов и так далее.
— Николай, какой навык нужно прививать детям в дошкольном возрасте и как им этот навык поможет адаптироваться в период взросления?
— Навык сопереживания и способность договариваться и принимать других со всеми особенностями. Вы, наверное, знаете, что от рождения у человека есть установка, необходимость быть принадлежащим к той или иной социальной группе. Каждому человеку важно, чтобы выбранная им социальная группа его не игнорировала – например, соседи, с которыми играют в футбол. Или школьный класс, или спортивная секция и наша спорткоманда. И вот ребенок, попадая в эту социальную группу по собственной воле или по воле родителей, по воле случая, неизбежно сталкивается с выбором: показать свои врожденные качества или скрыть их. Если группа будет реагировать негативно на его врожденные качества или даже насмешками, то ребенок будет скрывать эти качества или навыки. Но если в детях с дошкольного возраста формировать терпимое отношение к «инаковости», к отличиям детей, то такая социальная группа быстрее примет врожденные качества или особенности, или увлечения нового участника, и сможет использовать это отличие как командное преимущество.
Но само собой это с детьми не происходит – их надо этому обучить. Иначе все социальные группы будут стремиться к усреднению каждого отдельного участника группы и совокупности качеств и способностей участников.
— Николай, как научить ребенка определять свою ценность для социума?
— Обычно ценностью для социума и являются врожденные уникальные качества характера, способности ребенка. И ребенку важно научиться осознавать свою уникальность, уникальность своих врожденных качеств и тому, чтобы принимать правила социума, но не подчиняться им слепо. То есть принимать для того, чтобы разобраться в этих правилах и, возможно, опираться на них, чтобы предложить что-то новое, чего нет в этом социуме, и так реализовать свое призвание.
То есть правильная формула адаптации ребенка к социуму такова: когда он достигает 20-30% уровня социабельности, то есть интегрированности в социум, то уже на этом уровне предлагать что-то новое.
— Николай, что вы скажете о традиции в нашем обществе передавать от родителей ребенку определенные сценарии поведения?
— В украинском обществе на сегодня, как я знаю, уже нет такого негибкого подхода к воспитанию детей и нет повальной традиции требовать от ребенка только такого поведения, модели поведения, как хотят того родители. Я бы сказал, к счастью, уже есть семьи, где действуют иначе, и обращаются к психологам, чтобы понимать, какие задатки есть у ребенка. Но это пока не тренд в большинстве семей.
— И как быть с тем, что в школе ребенку могут говорить, чтобы он развивал какие-то свои качества, а в семье ему могут это запрещать?
— Это сложная ситуация, потенциально конфликтная. Ее можно развязать только на условиях партнерства родителей и школы. Важно, чтобы школа была больше на стороне ребенка, защищая его потенциал, право на самореализацию и самовыражение. Тогда дети, которые не ощущают подобной поддержки в семье, будут чувствовать себя более защищенными. Важно, чтобы школа не была в полной оппозиции к родителям, но чтобы предлагала детям пробовать развивать разные навыки и таланты. Педагог, наставник, тьютор может ребенку предложить развить тот или иной талант и так доказать родителям, что эта работа того стоила и для ребенка это очень важно.
— Николай, с какого возраста дети должны уметь принимать свои решения и осознавать, что ответственность за эти решения — это их ответственность? В Японии, я слышала, с определенного возраста родители от малышей мягко требуют выполнения своих требований – например, убрать игрушки со стола, когда игра закончена…
— Это японская традиция воспитания. Но я бы привел для примера шведскую систему воспитания или, обобщаю, в целом систему воспитания скандинавских стран, когда детям предлагают раньше столкнуться с реальностью. Например, на улице холодно, ребенок имеет выбор: пойти гулять без шапки, или может надеть шапку. Но он должен знать, что если ему будет холодно, то это последствия его выбора. Так можно мягко «включить» инстинкт самосохранения. Такой подход есть в системе воспитания многих стран.
Теперь об Украине. Наше общество травмировано негативными историческими событиями, и так в обществе сформировалась своеобразная культура опеки: действует установка, что если родители не позаботятся о ребенке, то общество и государство тем более. Но уже есть отдельные примеры, когда родители сознательно ослабляют опеку, позволяя детям совершать мелкие ошибки, и так дети довольно рано учатся видеть, где реальная опасность.