Н. Вовк: «Во избежание конфликтов в общении старайтесь больше говорить о себе»

Наверняка каждому из нас  доводилось сталкиваться с таким малоприятным общественным явлением, как грубость. Многие почти смирились с ней,  считая, что лучшая политика борьбы с грубостью –  не реагировать на нее. Однако, как показывает практика, это не является универсальной защитой, поскольку в таком случае грубость рассматривается как  «неизбежное зло», которое надо терпеть. Как противостоять грубости, как вести себя, чтобы дать достойный отпор обидчику? Разобраться в этих вопросах, а также выяснить причины возникновения данного явления ГолосUA  помогла известный украинский психолог Наталья Вовк.
— Наталья, поясните с точки зрения профессионала, почему люди грубят?
Причин у грубости может быть много. Общепринято мнение, что грубость – это недостаток воспитания. Так ли это? Да, это так, если  рассматривать это  явление на поверхностном уровне. Не всем повезло вырасти в благополучной семье, не у всех была возможность получить высшее образование и т. п.  Если взглянуть глубже, то открываются удивительные вещи. Поскольку человек – тонкая и сложная психоэмоционально-ментально-физическая конструкция. И что бы мы не рассматривали в человеке, все не столь однозначно, как может показаться на первый взгляд.
— Каковы же причины  возникновения  человеческого хамства?
Мы живем среди людей. И в этом людском многообразии нам много чего нужно: прописаться, выделиться, завести дружбу, найти любовь, а заодно — не дать себя в обиду. И вот это соотношение «Я  и другие» будет влиять на наши проявления. Например, когда к нам подходит другой человек и выказывает свое расположение нам, будем ли мы ему грубить? Навряд ли. Скорее всего, мы также дружелюбно будем с ним разговаривать. До тех пор, пока осознанно либо неосознанно, мы дадим оценку происходящему событию и поймем, что от другого человека исходит угроза лично нам, нашей жизни, нашей собственности и наконец, нашей личности. И как только мы определили свое отношение к ситуации, поняв,  что другой человек как-то недобр, невежлив, неучтив по отношению к нам, у нас тут же возникает ответная реакция: надо защищать  себя от нападения. В реальности нападения может и не быть, но субъективно мы  уже воспринимаем его как данность, а значит,  понимаем, что нужно что-то с этим делать.  В таком случае у грубости может быть несколько целей: поставить другого человека на место, показать, что он нарушил наше личное пространство, затронул тему-табу и т. д.
Одним словом, грубость – это силовая, эмоциональная добавка к нашей речи с целью – не допустить или отразить покушение на нашу территорию, нашу личность или жизнь. Это своего рода знак «Стоп!», который говорит, что дальше пути нет.
— Стоит ли отвечать на грубость?
Хочу отметить, что очень сложно не отвечать грубостью на грубость, так как мы тоже попадаем под действие данного механизма, воспринимая грубость другого человека как покушение на наше пространство. Круг замыкается.
— Наталья, так что же вы посоветуете делать, если вам откровенно хамят?
Это зависит от обстоятельств и человека, находящегося в них. Например, если грубость подогрета агрессией, то это говорит о том, что у человека происходит накал страстей, а значит, он может быть неадекватным. Как с ним говорить, чтобы дополнительно не распалять его агрессию?
Основное  правило – «не трогайте личность руками». Это значит, что в разговоре не рекомендуется использовать обороты «Ты»-высказывания, а переходить на «Я»-высказывания. Что это дает? Использование «Я»-высказывания снижает накал страстей, человек постепенно успокаивается, агрессивность его снижается, так как он видит, что мы не нападаем, не пытаемся у него что-то отнять, причинить ему зло. Мы просто показываем ему, как это на нас действует и что с нами делает.
— Что означают «Ты»- и «Я»-высказывания?
В психологии существует прямой запрет на определенный тип высказываний в адрес другого человека. Называют их «Ты»-высказывания. Например: «Ты неправ!», «Вечно ты лезешь со своими советами!», «Помолчи, пожалуйста!» и т. п. Это конфликтное поведение. У нас в обиходе почему-то считается, что «говорить о себе», начинать фразы с «я», «мне» неприлично. Это вредное заблуждения.  Говорить надо о себе. В ситуации конфликта, когда вы испытываете сильные чувства,  надо осознать эти свои чувства и назвать их партнеру. Именно этот способ самовыражения и называется «Я»-высказыванием. Ваше искреннее называние своих чувств не может никого обидеть и вызвать агрессию, поэтому напряжение ситуации спадает. Примеры «Я»-высказываний: «Мне страшно, когда ты начинаешь кричать», «Мне неловко, когда они смотрят на нас»,  «Мне непонятно, когда ты беседуешь с Васей о компьютерах и поэтому мне становится скучно» (ключевое слово здесь — «непонятно», а только потом — «скучно»).
— А если провоцируют, как оставаться адекватным в конфликтной ситуации?
Да, хамство хамству рознь. Иногда причиной грубости бывает чистой воды провокация,  дабы вызвать человека на откровенный конфликт. Чем это может закончиться, никто не знает, и какие последствия у этого могут быть, также неизвестно. В этом случае необходимо проявлять разум и понимать, что происходит как с вами, так и с другим человеком. Бывает, сложно остаться адекватным в обстоятельствах, в которых мы подозреваем других людей в злом умысле, так как сразу входим в состояние защиты, то есть закрытое состояние. Наши подозрения зачастую не оправданы. В основном они являются следствие незнания работы нашего ума и законов работы субъективности.
— Как в этом разобраться?
Начинать нужно с себя. Стоит заинтересоваться собой, мотивами своих движений и поступков, овладевая собой через метод БОН – «безоценочное осознанное наблюдение». Тогда становится понятно не только мотивы своего поведения, но и другого человека – почему он себя так ведет. В таком случае мы можем принимать адекватные решения.

Читайте также по теме