Олег Пинчук, пожалуй, самый известный и дорогой скульптор Украины. Но бизнес на творчестве, как известно, художникам построить очень трудно. Вот и Олег Пинчук подался в шоу-бизнес – уже два года он сам пишет песни и продюссирует начинающих артистов. Что из этого выйдет – покажет время. А пока его скульптуры радуют глаз самых богатых жителей Украины, зарубежных миллионеров и просто ценителей искусства.
— Олег, какими творческими проектами сейчас живете?
— Сейчас небольшое затишье, вызванное тем, что я пытаюсь нащупать дух времени. А в основном занимаюсь строительством музея под открытым небом. Творчество соединяю с утилитарными вещами — навожу порядок на территории, решаю вопросы, связанные с интерьерами, но, тем не менее, вынашиваю новые идеи, связанные со скульптурой больших размеров.
— Расскажите о музее поподробнее…
— Когда то я посетил музей Генри Мура под открытым небом возле Лондона и захотел воплотить проект в Украине. Музей расположится в селе Пинчуки, где очень живописные места. Сейчас обустраиваю территорию огромнейшего парка, где должны стоять скульптуры, это около 2 гектаров земли. Там будут красивые дорожки, подсветки. Хочу организовать и провести симпозиум по скульптуре, пригласить людей мира искусства из Парижа, Ливана, России, Германии. Они привезут свои работы – каменные скульптуры и подарят их «Пинчук АртЛенд Центру», то есть музею под открытым небом. Уже есть и договоренности с руководством Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, чтобы там проводили летнюю практику студенты, уж очень красивые места. Вернулся только сегодня оттуда и не хотелось уезжать: плавают лебеди, утки, поют птицы.
— Вы уже закончили там строительство своего дома?
— В доме остался вопрос оформления, декора, разных мелочей. Еще уже давно хочу построить детскую художественную школу, но в связи с кризисом в стране стало намного сложнее зарабатывать на это деньги. Я не люблю отказываться от своих целей, поэтому сейчас думаю над тем, как реализовать свой план.
— В Украине сложно быть художником?
— Проблема в том, что в Украине нет достаточно большого количества коллекционеров, которые готовы вкладывать деньги в культуру и в искусство. У нас происходит перенасыщение рынка художниками при отсутствии должного спроса. На передний план выходят кураторы, которые говорят: «Вот это великий художник, его надо покупать, а вот этого нет». Они манипулируют сознанием людей для того, чтобы поддерживать на рынке своих художников и получать проценты.
— Вы и некоторые примеры современного искусства считаете манипуляцией?
— Да, посудите сами: человек нарисовал черный квадрат и вошел в мировой топ. Сейчас неважно, что ты рисуешь, важно, как ты сможешь создать бренд, имя, передать дух времени. Ведь современные художники, как правило, сами не рисуют, за них это делают помощники, ассистенты. Они только подписываются и делают презентации. Поверьте, на самом деле, им очень сложно, ведь непросто продавать воздух людям, которые знают цену деньгам.
— У Вас у самого большая коллекция современного украинского искусства – около полутысячи картин…
— Да, многих авторов я знаю лично. Интересно общаться с живым человеком и иметь его работы. Коллекция пополняется – что-то приходит, а что-то уходит. Парочку красивых работ я подарил хорошим людям, своим друзьям. Недавно приобрел на благотворительных аукционах несколько новых работ Александра Сухолита, Виктора Сидоренко. Я уважаю авторов, которых покупаю. Если бы не уважал, не подтверждал бы свое отношение к ним честно заработанными деньгами, коллекционируя их работы.
— По-прежнему устраиваете действующие экспозиции из коллекционных работ в своей квартире?
— Да, недавно поменял работы: часть картин уехала в новый дом в село Пинчуки. Движение в пространстве должно меняться. Экспозиция создает мне определенное настроение.
— Выставка «Добрый лев», где представлены ваши скульптуры и работы украинской художницы Марии Примаченко, какие города уже увидела?
— Изначально выставка побывала в Париже. Открывал ее министр иностранных дел Украины Леонид Кожара, присутствовал Попов, народные депутаты, а также французские сенаторы и министры. Прошла небольшая презентация в парижском сенате, потом в мэрии, потом выставка переехала во Французский культурный центр. После этого она отправилась в Киев, Харьков, Донецк, Тернополь. Завтра возвращается из Чернигова, также есть договоренности о презентации «Доброго льва» в Ивано-Франковске и во Львове.
— Что вы хотели подчеркнуть этой выставкой?
— Мария Примаченко – мировой бренд, который нам подарила судьба. Она везде востребована, кроме Украины. Я видел восторженную реакцию французов на ее работы. А какой скандал разгорелся, когда финская авиакомпания «Finnair» разместила ее творчество на самолетах. Они попросту украли изображение работ Примаченко, не имея на это никакого права. А постельное белье с принтами ее картин? Речь идет о десятках миллионов долларов оборота. В Украине же, по большому счету, эта художница никому не интересна в силу отношения чиновников к культуре. Я разговаривал с грузинами, которые очень любят и популяризируют творчество Пиросмани, так они говорят: «А у вас же Примаченко — великая художница». Но государство не может даже каталог ее работ выпустить, приходится искать спонсоров. Выживаем за счет меценатской помощи, за счет единомышленников, которые финансируют подобные проекты.