Мария Мамаева
07:00 27/07/2017

О. Скорина: «Нынешние достижения Минздрава отбросили Украину на 15 лет назад»

Недавно руководитель программ человеческого развития Всемирного банка Фон Зао заявил, что Украина тратит на медицину значительно больше, чем любая страна с аналогичным уровнем доходов — 4% ВВП. При этом качество услуг остается низким. Такое заявление прозвучало в период, когда украинский Минздрав активно пытается протолкнуть свою непонятную реформу, а вся медицинская общественность блокирует эти попытки с помощью протестов. ГолосUA спросил эксперта Совета защиты прав и безопасности пациентов Ольгу Скорину, с чем связано заявление Всемирного банка и есть ли у Украины шанс на то, чтобы исправить ситуацию в ближайшем будущем?

— Ольга, насколько, по вашему мнению, это заявление объективно или же оно преследовало скорее политические цели?

— Это не только оценка Всемирного банка, но и наши отечественные эксперты давно твердят о том, что деньги тратятся неэффективно. А в частности, это заявление основано на том, что Украина не выполняет международные обязательства. В постановлениях парламента, который рассматривал специально несколько лет тому назад эти вопросы, был четко прописан план действий для Кабмина по выполнению международных обязательств, в том числе, по ассоциации с Евросоюзом. Важнейшие из этих положений не выполнены. В частности, не утверждена в установленном порядке концепция, стратегия развития здравоохранения, не понятно, какую модель здравоохранения у нас строят. А отчеты, которые мы сегодня слышим от представителей Минздрава или правительства, ни на чем не основаны – нет ни статистических данных, ни предварительного анализа на момент старта реформ, нет понимания, когда она завершится, каких результатов должна достичь, что получат люди.

— В парламенте идут жесткие дискуссии по поводу реформы, предложенной Минздравом. Возможно ли какое-то консолидированное решение по медицинской реформе?

— Его не может быть, в силу того, что у Минздрава отсутствует диалог с большинством профессионалов, экспертов в сфере управления и здравоохранения. На сегодняшний день Минздрав сформировал свой пул экспертов, с которыми общается, и из-за этого в обществе назревает недовольство, поскольку многие достижения – в частности, работа экспертных групп, которая финансировалась и Европейским Союзом в том числе, она сегодня не учитывается. И отечественные эксперты, которые принимали участие в разработке стандартов лечения, внедрении европейских, американских протоколов, они говорят сегодня о том, что по некоторым сферам Украина откатилась назад лет на 15 – в связи с теми так называемыми достижениями, которые демонстрирует сегодня Минздрав.

— Руководитель Минздрава Ульяна Супрун обвиняет профильный комитет Рады, лично Богомолец, в том, что реформа не реализуется…

— Обвинить легче всего. У комитета свои цели и задачи, у Кабмина – свои. Когда писалась наша Конституция, ее писали суперпрофессионалы, эти людей болели за то, чтобы государство было независимым, и в принципах была заложена система сдержек и противовесов. Она внедрялась в нашу правовую систему для того чтобы все ветви власти между собой общались и находили какой-то компромисс, принимали взвешенное решение, поэтому обвинения и нужно понять, услышать, что хочет, что предлагает законодательная ветвь власти. Потому что их предложения – это не голословные заявления, это колоссальная работа экспертов, работа парламентариев, комитетов, подкомитетов, людей, которые строили государство, людей, которые вкладывали в нормативные документы, в систему, свои знания, силы, опыт. А отсутствие диалога и привело к той ситуации, которая существует на сегодняшний день.

— В чьих интересах работает Супрун?

— Мне хотелось бы верить, что в интересах общества. По крайней мере, к этому ее обязывает Конституция. Для этого обязательно необходимо налаживать диалог с законодательной веткой власти, с экспертами, которые многолетним своим трудом подтвердили европейский вектор развития. И нужно учитывать то, что они достигли на сегодняшний момент в разработке нормативных документов, в том числе, в видении концепции развития, в модернизации системы, потому что сегодня мы не можем говорить о реформе, потому что реформа подразумевает два документа – это концепция и стратегия, утвержденная в установленном законом порядке. На сегодняшний день этих документов нет, а есть документы, которые внесли изменения в систему финансирования, но этого не достаточно, чтобы говорить о реформе. Понятие реформы шире, и чтобы говорить о ней, нужно понимать, что мы строим, какую систему здравоохранения – ведь их не так много в мире, на пальцах одной руки можно пересчитать, и нового мы ничего не изобретем. Поэтому нужно понимать, куда мы движемся, утвердить это в установленном законом порядке, не нарушать основной закон и законодательство – я так понимаю, этого и хочет парламент, в частности профильный комитет – и двигаться дальше. Я думаю, если будет найден диалог по этим пунктам, то будет движение вперед, а пока это топтание на месте и перетягивание каната.

— Каких шагов по реформированию отрасли можно ожидать от Минздрава, от правительства?

— Можем ожидать только ухудшения доступности и качества медицинской помощи – в общем и целом, потому что на местах органы местной власти стараются поддерживать какую-то ситуацию стабильную в сфере здравоохранения, но это невозможно без надлежащей государственной политики. Поэтому, конечно, такое положение дел, как сегодня, не содействует развитию медицины и созданию качественной медицинской помощи. Все прогнозы и заявления чиновников ни на чем не основаны: органы государственной власти обязаны фиксировать свои дальнейшие шаги на бумаге, для того чтобы можно было обеспечить четкое понимание тех целей и задач, которые ставит перед собой Министерство здравоохранения – для того чтобы общество могло с ними ознакомиться, внести свои правки и предложения.

Мы можем прогнозировать, но реально не понимаем, куда мы движемся, потому что колоссальные средства тратятся на пиар-компанию Минздрава, красивые графики, картинки, схемы, презентации, но это не государственный документ. У нас есть номенклатура документов, у нас есть стандарты написания документов, причем расписанные в деталях, каким образом каждый из издаваемых министерством документов программного характера, в том числе, должен выглядеть. Даже очень красивая и правильная инфографика не может считаться вектором, планом, потому что это информационный буклет, но не документ государственного органа власти.

— Стоит ли ожидать, что больницы будут закрываться и дальше или же ситуация как-то стабилизируется, заморозится?

— Я вам не готова сказать, потому что на сегодняшний день это сплошные какие-то эксперименты. На сегодняшний день нет научного или хотя бы около научного обоснования того, что это к чему-то хорошему приведет – закрытие  медицинских учреждений в том числе. Сегодня в Минздраве вообще происходят какие-то хаотические экспериментальные действия, и неизвестно, чем это обернется. Однозначно, ничем хорошим.

Читайте также по теме