О.Стельмашевская: «Арт-дипломатия работает на имидж Украины»

В преддверии Нового года есть традиция подводить итоги последних двенадцати месяцев в разных сферах деятельности и озвучивать планы на будущее. Чем была насыщена культурная жизнь Украины в уходящем году? Что происходило в сфере развлечений в нашей стране? Какие резонансные события запомнились украинцам? О главных культурных итогах года и планах на 2016-ый корреспондент ГолосUA беседовала с известным украинским экспертом гастрольного рынка, директором PR-компании «Дель Арте» Ольгой Стельмашевской.

-Ольга, о каких значимых событиях в культурной жизни страны в уходящем году вы можете рассказать?

Что касается уходящего сезона, то все позитивные тенденции, которые мы ранее прогнозировали, сбываются. Во-первых, действительно гастрольный рынок немного успокоился. Во-вторых, очень активно идет рост выхода на большие концертные площадки украинских артистов.  В-третьих, наметился очень серьезный всплеск и весьма серьезная тенденция в плане академической классической музыки, о чем я в последнее время активно говорила. Это касается и филармонических концертов, и больших оркестровых концертов,  и вообще выходов на большие площадки  академических музыкантов – как сольных, так и ансамблевых. Повторю, что это очень серьезная, абсолютно мировая, европейская тенденция.  

-Как украинский зритель воспринимает эту мировую тенденцию?

Могу сказать, что наш зритель по-прежнему абсолютно не готов к этому — благодаря телевидению. Наша публика не готова, но при этом, подчеркну, очень много молодежи  ходит на эти концерты с огромным желанием. Как правило, там аншлаги. Об этом говорят и концерты гениального музыканта Гии Канчели, и концерт выдающегося скрипача современности в категории супертяжеловесов Джошуа Белла. То есть, мы можем говорить об очень интересных и серьезных тенденциях в культурном пространстве Украины. К этому очень серьезно «развернут» молодой, активный, зарабатывающий контингент —  банковские служащие, средний бизнес, студенчество и, конечно, консерваторское студенчество.  Такая тенденция не может не радовать, потому что  рано или поздно это придет к созданию тех масштабных фестивалей, о которых я ранее уже говорила.     

— А что касается популярной музыки?

Хочу сказать, что наметился очень серьезный сдвиг и в популярной музыке.  Раньше эти артисты и мечтать не могли о таком концертном зале, как Дворец «Украина». А сейчас они поняли, что просто так выходить на сцену не могут. Они должны выходить с большой программой и большим репертуаром. Они осознали, что это должно быть шоу.  В итоге мы имеем великолепное шоу Светланы Лободы, великолепное шоу Ольги Поляковой, великолепное шоу Виталия Козловского. У Тины Кароль такое шоу было всегда, она была на это «заточена».  И вот эти музыканты уже отправились во всеукраинский тур, некоторые собираются. То есть, они получили возможность делать каждый год большую полноценную сольную шоу-программу, с балетом.  И народ охотно и с удовольствием ходит на эти выступления.

— Как развивается в Украине рок-направление и другие стили музыки?

Ярко прослеживается  тенденция к росту популярности среди зрителей украинских андеграундных, классических, роковых групп. Они очень активно и также с аншлагами гастролируют, на них есть спрос на небольших площадках — нишевых, клубных. В StereoPlaza, Atlas практически все время аншлаги. Это интересные этно-группы, как «Перкалаба», Pushkin Klezmer Band и т.д. Очень радует, как двигается, как растет с каждым днем популярность такого  талантливого музыканта, как Дмитрий Шуров — Pianoбой. Жаль, что о таких исполнителях, нестандартных, не укладывающихся в рамки формата – мало пишут и говорят СМИ. Тем не менее, это есть, и не замечать эти тенденции нельзя. Они ставят на противоположную чашу весов  весь этот «кошмар», который годами у нас насаждался телевидением в плане российской попсы.  

— Как вы считаете, почему телевидение не желает развивать интерес публики к классической музыке?

Телевидение по-прежнему блокирует эти начинания. Они, как мантру, повторяют, что все это «не формат». Продвинутую часть общества  давным-давно просто «выбросили» за борт, как атавизм. На нашем телевидении фактически на всех каналах основная зрительская категория — это неработающие женщины, без образования, возрастной категории «45+»,  которые «заточены» исключительно на блины, стирку, борщи и памперсы. Эта аудитория,  к сожалению, на телевидении  всячески поощряется. В итоге наносится гигантский вред какому-либо движению.   Конечно, эта категория людей сильно страдает, скажем, за Басковым, Киркоровым и Михайловым. Они все перебрались на канал СТБ и смотрят там, как я их называю, передачи «менструального цикла».  К сожалению, у нас телевидение ориентировано исключительно на  зрителей «предменопаузного и менопаузного периода».  Это жесткие вещи, но это правда. И это страшные вещи, на которые должно обратить внимание Министерство культуры. На это закрывают глаза, не понимая, что они воспитывают очередную волну поклонения низкопробной попсе на «кухонно-памперсном» уровне.

— Какие качественно новые тенденции появилось в нашем культурном пространстве?

История не может стоять на месте, у истории обязательно появляются какие-то тенденции — если они есть, то они есть. В Украине, как всегда, все доходит медленно, но всегда происходит на очень хорошем, качественном уровне.  В настоящее время выровнялся курс, прошел первый, второй и третий шок от войны, и люди не перестали ходить в концерты и в театры. Людям нужны зрелища. Им не хватает зрелищ, поэтому люди перешли на классику, на оркестр, джазовые концерты. Хотя опять-таки из-за того, что мы приучали  годами  давать массированную рекламу, часто люди не понимают, что им билет на классический концерт доступнее, чем, например, во Дворец «Украина» на попсовых звезд. Люди  не знают, что могут себе это позволить и получить ни с чем не сравнимое удовольствие.   

— Информации о концертах молодых украинских музыкантов на телевидении практически нет…

Конечно. Телевидение не информирует людей о таких концертах.  Телевизионные редакторы не считают нужным снимать, высылать камеры на такие концерты, тем самым пропагандируя наше украинское искусство.  Для них это все «неформат». Они говорят, что у них резко падают рейтинги. Я всегда повторяю, что если хотите быть патриотами своей страны, то надо показывать национальное искусство. Надо поддерживать национальную культуру. Как это было в старые времена. Если в конце выпуска новостей  запускать минутный сюжет о культуре, а не о том, как панда родила детеныша в каком-то зоопарке, то вы получите тот самый рейтинг. Тем самым вы поддержите национальную культуру. Какие-то патриотические вещи,  серьезные вещи, показанные по телевидению, двигают нас прежде всего в Европу, интегрируют в мировое пространство, а не наоборот. Мы не можем все время показывать народные фольклорные коллективы. А Министерство культуры совершенно не занимается этим вопросом.

— Каковы настроения на гастрольном рынке Украины?

Что касается настроений промоутеров, каких-то  коммерческих вещей, то в настоящее время гастрольный рынок стабилизировался.  К нам приезжают западные коллективы. Недавно был Тот Кутуньо.  В новом сезоне планируются очень серьезные, большие концерты. Это Red Hot Chili Peppers (очень круто!), это Scorpions и другие коллективы. Такие  серьезные тенденции говорят о том, что наши промоутеры  уже не боятся «скачков» валютного курса, они уже начинают задействовать большие площадки. Многие  из них будут наблюдать за ситуацией. Если к лету концерты пройдут удачно, то соответственно мы будем иметь позитивную тенденцию  — и уже через год можно будет увидеть очень интересные коллективы и исполнителей.

— Ожидается ли зрительский интерес к подобного рода концертам?

 Я уже упомянула концерт одной из первых скрипок мира Джошуа Белла, который приехал к нам из Америки. Билеты на него было достать невозможно. Он тяжеловес, как Мадонна только в академическом стиле. Джошуа Белла выступил в столичной  филармонии. Он увидел, что  у нас совершенно нормальная, прекрасная, образованная публика. У нас прекрасные залы, великолепные оркестры. Он такого не ожидал. И, разумеется, артист выехал отсюда с совершенно другим мнением об Украине. И он об этом расскажет всему миру, что поднимет имидж нашей страны. Это называется арт-дипломатия.

— Кто организовывал гастроли этого великого скрипача?

Этими гастролями занималась дирижер Татьяна Калиниченко. Она выступает своего рода филиалом Министерства культуры.  Безусловно, этим должны заниматься Минкульт и Министерство пропаганды. Татьяна Калиниченко сама нашла этого музыканта, сама  его уговорила, привезла в Украину, выступила со своим оркестром New Era Orchestra, тем самым задав тон и тенденцию. Думаю, ее поступку будут следовать и другие музыканты, дирижеры, руководители и приглашать другие коллективы, не только классические. Это уже тенденция и большой плюс в копилку нашего государства. К слову, в плане академической музыки (оперной, классики) мы на промоутерской карте мира отсутствуем вообще. Все эти крутые компании просто не видят нас. Благодаря таким, как Калиниченко, благодаря арт-дипломатии на негосударственном уровне  —  Украину станут больше уважать. Арт-дипломатией надо заниматься и посольствам, и коммерческим организациям, и зарубежным компаниям, которые здесь работают. Это нормальная европейская практика.   Благодаря таким мероприятиям можно сделать очень серьезное имя, высоко поднять реноме страны.

Читайте также по теме