Мария Мамаева
08:56 06/01/2017

О.Цильвик: «Такого размаха злоупотребления на акциях в супермаркетах не было давно»

Качество продуктов на прилавках магазинов Украины и раньше оставляло желать лучшего, но с ухудшением экономической ситуации в стране и падением благосостояния граждан продукты и вовсе перестали соответствовать каким-либо стандартам. С одной стороны, пытаясь всячески сэкономить и не повышать цену, фальсифицирует продукт производитель, с другой стороны, экономят розничные сети, сбывая более дешевый и некачественный продукт. Свой вклад в падение качества внесло и расформирование СЭС. Созданная вместо нее Госпродпотребслужба хоть и начала свою работу, но сама же заявила о невозможности эффективного контроля – даже по ее оценке, не менее 40% продуктов на украинских прилавках – фальсификат. Эксперты предупреждают, что в период новогоднего ажиотажа и распродаж количество поддельных и некачественных продуктов возрастает в разы. ГолосUA пообщался с заместителем главы правления Всеукраинской общественной организации «Союз потребителей Украины» Олегом Цильвиком, чтобы узнать, к выбору каких продуктов и товаров нужно подходить более тщательно.

— Олег Валериевич, какие товары чаще всего фальсифицируют и где проще всего нарваться на подделку?

— Больше всего рискуют покупатели, которые приобретают акционные предложения в продуктовых супермаркетах. Такого размаха злоупотреблений не было давно. Из-за того, что покупатели потеряли покупательскую способность, сегодня вы по акционным предложениям можете приобрести просроченную, с перебитыми датами, некачественную продукцию, особенно, которая импортного происхождения, которая ранее стоила значительно, в 2-3 раза, дороже украинских аналогов. Мы приобрели в одном из супермаркетов пакет импортного молока, которое стоило 70 гривен, срок его годности истек еще месяц тому назад. Мы понимаем, что если цена на украинский аналог – 15-20 грн, то этот продукт будет залеживаться, попадет под акции. Магазины пытаются перефасовать продукты.

— Выходит, больше всего фальсифицированного товара продается под видом акции?

— На днях мы провели рейд по проверке столичных супермаркетов и поразились от количества просроченной продукции или продукции, которая потеряла надлежащий вид, которая попадает под акции. В принципе, в Украине все чаще наблюдается такая тенденция, когда под акцию попадает та продукция, которая не пригодна к употреблению. Это что касается продуктовых супермаркетов.

— Какие продукты наиболее опасны?

— Особенно опасны мясная и рыбная продукция. Это проблема номер один – акционные предложения, под видом которых потребителям сбывается неликвид. Обычно ее перепаковывают. Вы получаете перепакованный продукт со стикером супермаркета и вряд ли узнаете достоверно, каким образом была произведена продукция, каким образом попала в магазин. Есть продукция непригодная, то есть та, употребление которой нежелательно, но не приведет к возникновению жизни или здоровью. Мы говорим о такой продукции, как шоколад, чай, кофе, когда срок годности их исчерпался, но употребление их не приведет к отравлению. Печенье на развес, как правило, реализуется в заводских коробках – это касается печенья, конфет, круп. На такие товары цена, как правило, немного дешевле, чем на расфасованные в заводских условиях продукты, поэтому пользуется спросом у потребителей. Но мы обнаруживали конфеты с двухмесячной просрочкой. То есть, это была заводская маркировка на самой коробке, на которую потребители, как правило, редко обращают внимание.

— Как можно проверить, качественный ли продукт, не истек ли срок его годности?

— Если это колбасные изделия, то вы имеете право попросить заводскую упаковку, которая должна сохраняться до конца реализации товара. Если вам ее покажут, не подменят, то вы хотя бы сможете убедиться, что нарезка свежая и срок ее реализации не истек. Для рыбы и мяса есть масса бытовых советов, как определить свежесть мяса – по запаху, по цвету, по его упругости. Нужно вооружаться народными методами определения. Нужно смотреть, чтобы температурный режим был соблюден – это касается молочной или другой продукции, которая предусматривает особые условия хранения. Например, сгущенное молоко или сливочное масло. Нужно смотреть на термометр в холодильнике – как правило, они все сейчас оснащены им. Много таких нюансов, которые позволят вам сохранить свое здоровье. 

На фасованные шоколадки, чай, печенье обычно наклеивают стикер – на дату изготовления и конечный срок реализации с новыми данными. Если банка жестяная, могут стереть данные вообще и будут продавать без маркировки. Это тоже можно проверить.

— Эти проблемы больше касаются крупных супермаркетов или же маленьких магазинчиков?

— Абсолютно всех. Это распространённая проблема. Тем более, что есть даже выстроенная схема, когда супермаркет не хочет сбывать просрочку – есть такие более или менее ответственные директоры магазинов – они продают частным предпринимателям, которые потом вывозят эту продукцию на рынок, где она впоследствии и реализуется. Спросить на рынке документы, гарантирующие качество, — мало кто вам их предоставит. Там даже санитарных книжек, как правило, нет. У нас безотходное производство и реализация.

— С какими проблемами сталкиваются покупатели одежды, обуви у нас в Украине?

— Учитывая, что обязательная сертификация уже отменена, у нас очень большое количество некачественной продукции – импортной и отечественной, фальсифицированной и контрафактной, которая производится тут, в Украине под иностранными брендами. То есть, у вас есть возможность приобрести подделку, и в лучшем случае она окажется не такой плохой, как китайская, и не разлезется через две недели. В худшем случае, мы фиксировали случаи, когда, например, школьная форма, детский ассортимент, могла даже повредить кожу из-за некачественных материалов – краски для одежды или химически агрессивных веществ. Это касается дешевого сегмента китайского производства. Такие случаи фиксировались, когда продукция не соответствовала стандартам и должна была быть извлеченной из продажи.

Читайте также по теме