О. Вергелис: «Новые люди во власти хотят контролировать старые здания»

Недавно десять театральных критиков определили пятерку лучших столичных спектаклей 2018 года. Один из влиятельных экспертов, театральный критик Олег Вергелис рассказал ГолосUA, что же сегодня следует считать лучшим, а что спорным, а также прокомментировал ситуацию со сменой руководства в Театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра и очередной угар борьбы за «национальные» статусы.

— Олег, есть ли объективность во всех этих рейтингах-чартах, когда говорим, что вот этот спектакль лучший, а вот на этот даже не стоит обращать внимания?

— Субъективно всё и всегда. И итоги Каннского фестиваля часто субъективны. И «Киевская Пектораль» рождает очередные волны недовольства обиженных. Пожалуй, только новая театральная премия «ГРА», а это итоги театрального года в Украине (2017-го), как-то более-менее объединила театралов в единстве мнений. Во всяком случае, недовольства я не слышал.

— Какими критериями руководствовались киевские критики, составляя чарт лучших спектаклей Киева?

— Главный критерий – это профессионализм самих театральных журналистов. Их знания, их понимание современного сценического контекста. Я очень люблю всех своих коллег — без исключения. И никогда ни с кем не спорю, даже если в этот чарт, во вторую пятерку, иногда попадают совершенно абсурдные и бездарные постановки. Ради Бога. Значит, кому-то и это нравится. Тем более что наш театр – все-таки не театр военных действий, а открытое поле для диалога, обмена мнениями, поиска художественного компромисса, если он возможен. 

— Расскажите о самых лучших спектаклях — о «великолепной пятерке», так сказать…

— Абсолютным лидером, по мнению экспертов, стал спектакль о войне на Востоке «Плохие дороги» по пьесе Натальи Ворожбит. Пожалуй, это уникальный факт — практически все эксперты поставили эту постановку на первое место в порядке своих симпатий. И я тоже поставил туда же именно «Плохие дороги». На мой взгляд, это действительно сильный спектакль режиссера-интеллектуала Тамары Труновой. Она всегда глубоко «вгрызается» в литературный материал, небанально мыслит, снабжает свои постановки массивом символов, аллюзий, исторических знаков и параллелей. Это режиссер-энциклопедист. Хотя порою знания и умножают скорбь, но в современном театре, поверьте, подобные знания – большая роскошь. Обычно не могут отличить Пикассо от Караваджо. А она – может.

Я очень люблю Тамару и надеюсь, что ее дальнейший статус главного режиссера Театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра принесет этому театру только пользу.

— Поскольку вы коснулись этой темы, скажите, чем чреваты кадровые перестановки в этом театре, который создал Эдуард Митницкий, воспитав прекрасных режиссеров, актеров?  Почему этот театр не возглавил его ученик?

—  Как же не возглавил?! Тамара, которая позиционируется в тандеме со Стасом Жирковым, как один из руководителей, и есть ученица Эдуарда Марковича, так сказать, наследница по прямой. Она особо чувственна и неравнодушна к тому, что связано с именем и наследием Митницкого. Насколько мне известно, она была ассистентом на репетициях его «Трех сестер», одного из лучших украинских спектаклей нового времени.

— Чего зрителям ждать в этом театре после кадровой революции?

— Будущее покажет. Театр – это же не завод, где все должно соответствовать каким-то производственным рубежам или планам. Подлинный театр часто и рождается там, где есть ситуация непредсказуемая, где есть поиск и творческая фантазия. На мой взгляд, в настоящее время не нужно рисовать каких-то иллюзорных картин великого или тревожного будущего на Левом берегу. А, наоборот, нужно просто подождать – уже в новом сезоне – несколько новых спектаклей. И именно эти спектакли, а не посты в Facebook, и определят температуру театра, его творческий градус.

Лично я верю, что все будет хорошо, достойно. Возможное непонимание (это же театр) сменится абсолютным пониманием – как внутри, так и вне. Театр — один, Днепр – один. Как-нибудь доплывем до счастливого берега…

— Продолжая тему лучших спектаклей 2018 года, по версии критиков, нельзя не заметить, что в пятерке хитов как раз и нет ни одного спектакля с Левого берега…

— И некоторых других театров там нет. Однако, к счастью, опрос критиков как раз и показал, что сегодня особое внимание и большое резонирование сопровождают новые спектакли Национального театра имени Ивана Франко – это тенденция, приятная для меня. Согласно арифметике (на основе этих самых итогов) франковцы стали лидером среди театров, чьи спектакли чаще всего и называли. «Земля» и «Война» Давида Петросяна, «Кориолан» Дмитрия Богомазова, «Демиург» Олега Липцина, «Идиот» Юрия Одинокого. Даже названия отражают ход мысли руководства театра – репертуар не банальный, а глубокий, интеллектуальный, нет никаких проходных бульварных безделушек, как у некоторых бездельников.

У меня к этим спектаклям франковцев отношение доброе  — в профессиональном смысле. Например, дважды смотрел «Кориолана» Богомазова и честно могу сказать, что дальнейшая режиссерская редакция пошла этому спектаклю только на пользу. Он обрел какую-то нужную сценическую упругость, возник очень нужный этой шекспировской истории ритм. И самое главное, режиссер не пародирует нашу политическую действительность, используя великую пьесу, а идет вслед за автором, предлагая его великий текст, как зеркало, в котором мы и должны увидеть уже наши отражения. Кто-то этот спектакль принимает, кто-то исходит желчью, говоря, что постановка достаточно робкая, как для темы политической. А мне кажется, что эта постановка – умная, исходя из темы и ее сценической реализации. Потому что как в политике, как в театре, так и в музыке – все-таки иногда важен такт. В этом спектакле есть такт, есть мысль, есть очень достойные актерские работы. Вот собираюсь смотреть уже в третий раз.

— Что скажете о других спектаклях-лидерах – «Фрекен Юлия», «Кицюня», «Земля», которые тоже в пятерке лучших?

— В «Кицюне» режиссер Максим Голенко использует знаменитую пьесу Мартина МакДонаха как повод для открытого «стеба» над некими, уже нашими, местными радикальными настроениями. Это очень хороший режиссер, с богатой фантазией, с постоянными провокативными намерениями перелицевать авторский текст, открыв в нем новые смыслы и сценические возможности. В «Кицюне», например, он меня пугает. Но мне не страшно. Потому что постановщик все эти возможные ужасы радикализма подает в эдакой эстрадной аранжировке-обложке. Попугали, попели, поплясали — ну вот и хорошо, успеть бы на метро. Мне же кажется, что здесь все гораздо сложнее и даже страшнее, коль речь о радикализме.  Но спектакль я принял. И с нетерпением жду «Белую Ворону» Голенко уже в Театре оперетты.

«Фрекен Юлия» режиссера Ивана Урывского в «Золотых Воротах» — спектакль, который снискал максимальное количество откликов в СМИ и соцсетях в 2018-ом. Потому что знаковая пьеса, одаренный режиссер и очень талантливая актриса в главной роли – Виталина Библив. Сегодня многие довольно внимательно следят за творческими поисками Ивана Сергеевича Урывского, его спектакли отличаются эдакой художественной «самостью», довольно пронзительным и чувственным диалогом режиссера и автора, режиссера и актера. Его спектакли как детские сны, в которых уживаются метафоричные миры Туминаса, Някрешюса, Брука. На уровне его подсознания и возможностей. Для меня подобные ориентиры в искусстве театра – прекрасны и святы. Поэтому жду новых работ этого режиссера.

Что касается «Земли» Давида Петросяна, то и здесь большие надежды на молодого режиссера, которого интересуют серьезные тексты, который ищет свой стиль и свой сценический язык. Это режиссер-философ, его спектакли, на мой взгляд, только усилили потенциал Камерной сцены франковцев.

— Сегодня много страстей вокруг Дома актера в центре столицы. Почему вообще возникла эта тема и неужели актеры кому-то мешают, а здание в таком якобы жутком состоянии?

— У киевских властей своя версия – необходим срочный ремонт (реставрация) здания. Правда, на полноценные работы денег нет. Найдут какую-то часть. Возможно, даже что-то начнут делать. Потом, возможно, заморозят. А потом, возможно, что-то придумают — и здание обретет иные функциональные «обязанности». У нас возможно всё

Но Национальный союз театральных деятелей и коллектив Дома актера пытается вразумить некоторых – ведь нельзя потерять такую сценическую площадку в центре столицы. У нас, что, много театров в центре?! По сравнению с Европой – мало.

— Почему вообще все это происходит? Дом актера? Кинотеатр «Киев»?

— На мой взгляд, все достаточно просто. Новые люди из власти хотят контролировать старые здания в центре. А то власть может поменяться, и очередные новые захотят контролировать тоже. Истекают сроки аренды. И, кажется, есть формальный повод что-то поменять, что-то сделать себе ближе. И потом уже в здание заходят эти новые люди – не они сами, а их представители, какие-то подставные фейки. И уже будущее самих старинных исторических зданий действительно внушает тревогу. Потому что после таких «приходов» и «заходов» при прежней городской власти мы потеряли кинотеатры «Украина», «Кинопанорама».

Может, мы и что-то другое потеряли? Просто я не обо всем знаю. Наивно в этом вопросе тыкать пальцем в представителей Департамента культуры столицы. Они хорошие люди. Но, как и все мы, во многом подневольные. А что касается подлинных заказчиков, то порою мы даже не представляем, кто они. Возможно, они, эти заказчики, сидят даже не в Киевсовете, а в Верховной Раде или на богатом острове, где нет календаря, – и на планшете, тыкая пальцем, решают, как герой из «Свадьбы в Малиновке»: «это мое, и это опять мое».

— Как можно противостоять всему этому?

— Не знаю. Честно не знаю. И никто не знает. Вы же понимаете, что сегодня даже СМИ потеряли прежнюю четвертую власть, поскольку фейковый поток, заказуха, весь этот нечестный медийный балаган – лишь обесценивает честное слово публициста. На одно твое честное слово какие-то мерзавцы-фейкометатели наложат пять пудов словесной лжи и инсинуаций. И как с этим бороться? На площадь? Но пока туда никто не спешит. Посмотрите на теперешнюю активную политическую компанию. Можно ли в этом дурдоме вычленить хоть одно честное слово? Лишь одно или два, пожалуй, все-таки можно.

— В период выборной гонки активизировались усилия некоторых театров по обретению статуса «Национальный». Вы на эту тему неоднократно писали, и ваши прогнозы сбываются…

— Здесь не надо быть великим прогнозистом. И так все на поверхности. Любые выборы – это игра в популизм. Они думают, что раздав всем театрам «Национальные» статусы, станет больше искусства и о наших театрах узнает Европа? Больше не станет, никто ничего не узнает. Потому что все эти раздачи – худшие принципы «совка». И не иначе.

Я совершенно не хочу комментировать историю с Днепропетровским театром имени Тараса Шевченко, который внезапно стал «Национальным». Потому что за этой историей – чистая политика и ничего иного. Но, справедливости ради, уже в который раз заявляю, что если какой театр в Украине и достоин подлинно национального статуса – то это Львовский театр имени Курбаса, преданный идеям великого украинского режиссера-великомученика. А также Ивано-Франковский театр имени Ивана Франко, который этот статус должен был получить еще пять лет назад, когда они поднимали на своей сцене попросту полузапретные темы, реализуя их на высочайшем художественном уровне.

— В этом году особой популярностью пользуется в Украине старая пьеса Михаила Старицкого «За двумя зайцами». Неужели кто-то может переиграть Маргариту Криницыну и Нонну Копержинскую в этой же истории?

— Нонну Копержинскую не переиграет никто и никогда. Это соревнование будет бессмысленно. А почему опять возник такой спрос на «Зайцев»? Ведь вы правы: только в столице скоро будет добрый десяток шедевров на основе этой пьесы. Попросту украинские театры ищут украинские тексты для репертуарной афиши – требует время. Но новые украинские тексты им часто искать лень. Хотя, если напрячься, то можно найти немало интересного. А тут на поверхности — беспроигрышный сюжет, фактически универсальная модель для зрителей и актеров. То есть, история на все времена, блистательно написанная Старицким на основе слабой пьесы Ивана Нечуя-Левицкого.

Мне кажется, что и Театр на Подоле, и Театр на Левом берегу Днепра ищут не только легкий кассовый успех на основе поп-пьесы. Возможно, они видят в Голохвастове и вечную проблему растерянного украинца – в какую сторону бежать, за какими зайцами гнаться? За богатыми или красивыми? За глупыми или честными? И вот этот момент бесконечного выбора – там богатые, а там – красивые —  постоянно продолжается и в нашей жизни: и на драматической сцене, и в пылу предвыборных страстей… 

Читайте также по теме