Недавно десять театральных критиков определили пятерку лучших столичных спектаклей 2018 года. Один из влиятельных экспертов, театральный критик Олег Вергелис рассказал ГолосUA, что же сегодня следует считать лучшим, а что спорным, а также прокомментировал ситуацию со сменой руководства в Театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра и очередной угар борьбы за «национальные» статусы.
— Олег, есть ли объективность во всех этих рейтингах-чартах, когда говорим, что вот этот спектакль лучший, а вот на этот даже не стоит обращать внимания?
— Субъективно всё и всегда. И итоги Каннского фестиваля часто субъективны. И «Киевская Пектораль» рождает очередные волны недовольства обиженных. Пожалуй, только новая театральная премия «ГРА», а это итоги театрального года в Украине (2017-го), как-то более-менее объединила театралов в единстве мнений. Во всяком случае, недовольства я не слышал.
— Какими критериями руководствовались киевские критики, составляя чарт лучших спектаклей Киева?
— Главный критерий – это профессионализм самих театральных журналистов. Их знания, их понимание современного сценического контекста. Я очень люблю всех своих коллег — без исключения. И никогда ни с кем не спорю, даже если в этот чарт, во вторую пятерку, иногда попадают совершенно абсурдные и бездарные постановки. Ради Бога. Значит, кому-то и это нравится. Тем более что наш театр – все-таки не театр военных действий, а открытое поле для диалога, обмена мнениями, поиска художественного компромисса, если он возможен.
— Расскажите о самых лучших спектаклях — о «великолепной пятерке», так сказать…
— Абсолютным лидером, по мнению экспертов, стал спектакль о войне на Востоке «Плохие дороги» по пьесе Натальи Ворожбит. Пожалуй, это уникальный факт — практически все эксперты поставили эту постановку на первое место в порядке своих симпатий. И я тоже поставил туда же именно «Плохие дороги». На мой взгляд, это действительно сильный спектакль режиссера-интеллектуала Тамары Труновой. Она всегда глубоко «вгрызается» в литературный материал, небанально мыслит, снабжает свои постановки массивом символов, аллюзий, исторических знаков и параллелей. Это режиссер-энциклопедист. Хотя порою знания и умножают скорбь, но в современном театре, поверьте, подобные знания – большая роскошь. Обычно не могут отличить Пикассо от Караваджо. А она – может.
Я очень люблю Тамару и надеюсь, что ее дальнейший статус главного режиссера Театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра принесет этому театру только пользу.
— Поскольку вы коснулись этой темы, скажите, чем чреваты кадровые перестановки в этом театре, который создал Эдуард Митницкий, воспитав прекрасных режиссеров, актеров? Почему этот театр не возглавил его ученик?
— Как же не возглавил?! Тамара, которая позиционируется в тандеме со Стасом Жирковым, как один из руководителей, и есть ученица Эдуарда Марковича, так сказать, наследница по прямой. Она особо чувственна и неравнодушна к тому, что связано с именем и наследием Митницкого. Насколько мне известно, она была ассистентом на репетициях его «Трех сестер», одного из лучших украинских спектаклей нового времени.
— Чего зрителям ждать в этом театре после кадровой революции?
— Будущее покажет. Театр – это же не завод, где все должно соответствовать каким-то производственным рубежам или планам. Подлинный театр часто и рождается там, где есть ситуация непредсказуемая, где есть поиск и творческая фантазия. На мой взгляд, в настоящее время не нужно рисовать каких-то иллюзорных картин великого или тревожного будущего на Левом берегу. А, наоборот, нужно просто подождать – уже в новом сезоне – несколько новых спектаклей. И именно эти спектакли, а не посты в Facebook, и определят температуру театра, его творческий градус.
Лично я верю, что все будет хорошо, достойно. Возможное непонимание (это же театр) сменится абсолютным пониманием – как внутри, так и вне. Театр — один, Днепр – один. Как-нибудь доплывем до счастливого берега…
— Продолжая тему лучших спектаклей 2018 года, по версии критиков, нельзя не заметить, что в пятерке хитов как раз и нет ни одного спектакля с Левого берега…
— И некоторых других театров там нет. Однако, к счастью, опрос критиков как раз и показал, что сегодня особое внимание и большое резонирование сопровождают новые спектакли Национального театра имени Ивана Франко – это тенденция, приятная для меня. Согласно арифметике (на основе этих самых итогов) франковцы стали лидером среди театров, чьи спектакли чаще всего и называли. «Земля» и «Война» Давида Петросяна, «Кориолан» Дмитрия Богомазова, «Демиург» Олега Липцина, «Идиот» Юрия Одинокого. Даже названия отражают ход мысли руководства театра – репертуар не банальный, а глубокий, интеллектуальный, нет никаких проходных бульварных безделушек, как у некоторых бездельников.
У меня к этим спектаклям франковцев отношение доброе — в профессиональном смысле. Например, дважды смотрел «Кориолана» Богомазова и честно могу сказать, что дальнейшая режиссерская редакция пошла этому спектаклю только на пользу. Он обрел какую-то нужную сценическую упругость, возник очень нужный этой шекспировской истории ритм. И самое главное, режиссер не пародирует нашу политическую действительность, используя великую пьесу, а идет вслед за автором, предлагая его великий текст, как зеркало, в котором мы и должны увидеть уже наши отражения. Кто-то этот спектакль принимает, кто-то исходит желчью, говоря, что постановка достаточно робкая, как для темы политической. А мне кажется, что эта постановка – умная, исходя из темы и ее сценической реализации. Потому что как в политике, как в театре, так и в музыке – все-таки иногда важен такт. В этом спектакле есть такт, есть мысль, есть очень достойные актерские работы. Вот собираюсь смотреть уже в третий раз.
— Что скажете о других спектаклях-лидерах – «Фрекен Юлия», «Кицюня», «Земля», которые тоже в пятерке лучших?
— В «Кицюне» режиссер Максим Голенко использует знаменитую пьесу Мартина МакДонаха как повод для открытого «стеба» над некими, уже нашими, местными радикальными настроениями. Это очень хороший режиссер, с богатой фантазией, с постоянными провокативными намерениями перелицевать авторский текст, открыв в нем новые смыслы и сценические возможности. В «Кицюне», например, он меня пугает. Но мне не страшно. Потому что постановщик все эти возможные ужасы радикализма подает в эдакой эстрадной аранжировке-обложке. Попугали, попели, поплясали — ну вот и хорошо, успеть бы на метро. Мне же кажется, что здесь все гораздо сложнее и даже страшнее, коль речь о радикализме. Но спектакль я принял. И с нетерпением жду «Белую Ворону» Голенко уже в Театре оперетты.
«Фрекен Юлия» режиссера Ивана Урывского в «Золотых Воротах» — спектакль, который снискал максимальное количество откликов в СМИ и соцсетях в 2018-ом. Потому что знаковая пьеса, одаренный режиссер и очень талантливая актриса в главной роли – Виталина Библив. Сегодня многие довольно внимательно следят за творческими поисками Ивана Сергеевича Урывского, его спектакли отличаются эдакой художественной «самостью», довольно пронзительным и чувственным диалогом режиссера и автора, режиссера и актера. Его спектакли как детские сны, в которых уживаются метафоричные миры Туминаса, Някрешюса, Брука. На уровне его подсознания и возможностей. Для меня подобные ориентиры в искусстве театра – прекрасны и святы. Поэтому жду новых работ этого режиссера.
Что касается «Земли» Давида Петросяна, то и здесь большие надежды на молодого режиссера, которого интересуют серьезные тексты, который ищет свой стиль и свой сценический язык. Это режиссер-философ, его спектакли, на мой взгляд, только усилили потенциал Камерной сцены франковцев.
— Сегодня много страстей вокруг Дома актера в центре столицы. Почему вообще возникла эта тема и неужели актеры кому-то мешают, а здание в таком якобы жутком состоянии?
— У киевских властей своя версия – необходим срочный ремонт (реставрация) здания. Правда, на полноценные работы денег нет. Найдут какую-то часть. Возможно, даже что-то начнут делать. Потом, возможно, заморозят. А потом, возможно, что-то придумают — и здание обретет иные функциональные «обязанности». У нас возможно всё
Но Национальный союз театральных деятелей и коллектив Дома актера пытается вразумить некоторых – ведь нельзя потерять такую сценическую площадку в центре столицы. У нас, что, много театров в центре?! По сравнению с Европой – мало.
— Почему вообще все это происходит? Дом актера? Кинотеатр «Киев»?
— На мой взгляд, все достаточно просто. Новые люди из власти хотят контролировать старые здания в центре. А то власть может поменяться, и очередные новые захотят контролировать тоже. Истекают сроки аренды. И, кажется, есть формальный повод что-то поменять, что-то сделать себе ближе. И потом уже в здание заходят эти новые люди – не они сами, а их представители, какие-то подставные фейки. И уже будущее самих старинных исторических зданий действительно внушает тревогу. Потому что после таких «приходов» и «заходов» при прежней городской власти мы потеряли кинотеатры «Украина», «Кинопанорама».
Может, мы и что-то другое потеряли? Просто я не обо всем знаю. Наивно в этом вопросе тыкать пальцем в представителей Департамента культуры столицы. Они хорошие люди. Но, как и все мы, во многом подневольные. А что касается подлинных заказчиков, то порою мы даже не представляем, кто они. Возможно, они, эти заказчики, сидят даже не в Киевсовете, а в Верховной Раде или на богатом острове, где нет календаря, – и на планшете, тыкая пальцем, решают, как герой из «Свадьбы в Малиновке»: «это мое, и это опять мое».
— Как можно противостоять всему этому?
— Не знаю. Честно не знаю. И никто не знает. Вы же понимаете, что сегодня даже СМИ потеряли прежнюю четвертую власть, поскольку фейковый поток, заказуха, весь этот нечестный медийный балаган – лишь обесценивает честное слово публициста. На одно твое честное слово какие-то мерзавцы-фейкометатели наложат пять пудов словесной лжи и инсинуаций. И как с этим бороться? На площадь? Но пока туда никто не спешит. Посмотрите на теперешнюю активную политическую компанию. Можно ли в этом дурдоме вычленить хоть одно честное слово? Лишь одно или два, пожалуй, все-таки можно.
— В период выборной гонки активизировались усилия некоторых театров по обретению статуса «Национальный». Вы на эту тему неоднократно писали, и ваши прогнозы сбываются…
— Здесь не надо быть великим прогнозистом. И так все на поверхности. Любые выборы – это игра в популизм. Они думают, что раздав всем театрам «Национальные» статусы, станет больше искусства и о наших театрах узнает Европа? Больше не станет, никто ничего не узнает. Потому что все эти раздачи – худшие принципы «совка». И не иначе.
Я совершенно не хочу комментировать историю с Днепропетровским театром имени Тараса Шевченко, который внезапно стал «Национальным». Потому что за этой историей – чистая политика и ничего иного. Но, справедливости ради, уже в который раз заявляю, что если какой театр в Украине и достоин подлинно национального статуса – то это Львовский театр имени Курбаса, преданный идеям великого украинского режиссера-великомученика. А также Ивано-Франковский театр имени Ивана Франко, который этот статус должен был получить еще пять лет назад, когда они поднимали на своей сцене попросту полузапретные темы, реализуя их на высочайшем художественном уровне.
— В этом году особой популярностью пользуется в Украине старая пьеса Михаила Старицкого «За двумя зайцами». Неужели кто-то может переиграть Маргариту Криницыну и Нонну Копержинскую в этой же истории?
— Нонну Копержинскую не переиграет никто и никогда. Это соревнование будет бессмысленно. А почему опять возник такой спрос на «Зайцев»? Ведь вы правы: только в столице скоро будет добрый десяток шедевров на основе этой пьесы. Попросту украинские театры ищут украинские тексты для репертуарной афиши – требует время. Но новые украинские тексты им часто искать лень. Хотя, если напрячься, то можно найти немало интересного. А тут на поверхности — беспроигрышный сюжет, фактически универсальная модель для зрителей и актеров. То есть, история на все времена, блистательно написанная Старицким на основе слабой пьесы Ивана Нечуя-Левицкого.
Мне кажется, что и Театр на Подоле, и Театр на Левом берегу Днепра ищут не только легкий кассовый успех на основе поп-пьесы. Возможно, они видят в Голохвастове и вечную проблему растерянного украинца – в какую сторону бежать, за какими зайцами гнаться? За богатыми или красивыми? За глупыми или честными? И вот этот момент бесконечного выбора – там богатые, а там – красивые — постоянно продолжается и в нашей жизни: и на драматической сцене, и в пылу предвыборных страстей…