Валерий Зенов
12:40 10/03/2013

Отец Георгий: «Информационный и потребительский посты важны для духовного очищения»

Приближающееся празднование Масленицы, за которым следует предпасхальный Великий пост, заставляет задуматься о духовном очищении человека. В современном мире люди часто забывают о традициях и целях того или иного поста, все чаще воспринимая его, как диету, попытку скинуть пару лишних килограммов. Чтобы напомнить людям истинную суть поста и объяснить, как правильно входить в пост, чтобы это не становилось для организма стрессом, ГолосUA обратился к протоиерею Украинской православной церкви Московского Патриархата Георгию Коваленко.
— В виду приближения праздника Масленицы не могли бы вы рассказать об особенностях вхождения в пост, чтобы это не было стрессом для организма?
— Масленица – это последняя подготовительная неделя перед Великим постом. На Масляную мы уже не вкушаем мясной пищи, но продолжаем кушать масло, сыр, яйца. И постепенно готовим себя физически и духовно к вступлению в Великий пост. Пост – это время, прежде всего, покаяния. И постимся мы телом для того, чтобы легче было поститься душе. И в этом смысле вопрос пищи к посту – это вопрос второстепенный, а не первостепенный. Как любит повторять наш митрополит Владимир: «Главное в пост – не есть друг друга». Но существуют определенные традиции. Традиции и в пище, и в поведении. Пост – это не только ограничение в пище – отказ от мясной, рыбной и молочной еды – это также и отказ от определенного типа удовольствий и развлечений. Но отказ – это тоже не цель. Цель – приобретение. В пост мы приобретаем добродетели. Поэтому пост всегда сопряжен с молитвами, покаянием и деланием добрых дел. Очень важно то внутреннее пространство, которое мы освобождаем в этот период, заполнить богоугодными размышлениями или делами.
— А в современном мире есть какие-то особенности протекания поста? Достаточно ли ограничивать себя только в пище, чтобы достичь духовного очищения?
— Для современного человека важен и актуален также информационный и потребительский пост. Потому что в информационном обществе вокруг нас много различного, в том числе некачественного, неполезного, а иногда даже очень вредного информационного продукта. Вот потребление такого продукта в пост тоже нужно ограничить. С другой стороны то общество, в котором мы живем, называется обществом потребления. И я думаю, нам стоит в пост тоже отказаться от лишних походов по магазинам, от лишних походов на рынок, от лишнего приобретения ненужных и неважных для нас вещей, чтобы это время посвятить чему-то более важному, чем земное, а именно, небесному, нашей бессмертной души. И таким образом подготовиться к встрече светлого Христового Воскресения. Потому что цель Великого поста – это Пасха. И мы день за днем, как когда-то Моисей вел свой избранный народ через пустыню, и также мы проходим через пространство Великого поста с ограничениями в пище и развлечениях для того, чтобы достичь светлого радостного праздника Пасхи.
— Когда говорим о Масленице, то подразумеваем не только христианский праздник, а и дохристианские языческие традиции, к которым, собственно, праздник и восходит. Вы могли бы рассказать о том, какие языческие традиции в этом празднике церковь принимает, а какие осуждает?
— Масленица все-таки имеет и дохристианское происхождение. Христианская церковь, когда приходила к тому или иному народу, она не отменяла народных традиций, она их преображала и наполняла новым смыслом. Яркий пример – это Рождество с его колядками и вертепами и Масленица. Когда-то Масленица была праздником весны и солнца. Сейчас мы говорим, что наше Солнце – это Христос. И мы его прославляем в эти дни. А весна для верующего человека – очень часто пост, который следует за Масленицей, называют весной души. И весна, которая грядет – это весна духовная. Поэтому празднования на Масленицу приобретают несколько иной смысл. С другой стороны мы вместе с церковью радуемся, вместе с церковью постимся и плачем. То есть наша радость, наши гуляния, наши развлечения должны быть такими, чтобы за них не было стыдно перед Богом. Эта радость может быть чистой светлой, если она не сопряжена с грехом, с утратой человеческого облика, разжиганием страстей, которые не полезны для души человека. В этом смысле церковная Масленица – это постепенное угасание всего разгульного и карнавального. Но при этом церковь не запрещает ни народные гуляния, ни блины, ни театральные выступления. Просто все должно быть в меру, чтобы потом не было стыдно в первую неделю Великого поста.
— Вы говорите о блинах, что всего должно быть в меру. Известно, что чревоугодие – один из смертных грехов. Как стоит вести себя людям во время празднования Масленицы, учитывая традицию поедания блинов?
— В одном классическом произведении, которое мы учили в школе, была такая фраза: «Наесться впрок – что зря стараться». Я думаю, никто из нас не сможет наесться, если будет есть лишнее. Христианин должен быть умеренным в пище, независимо от того, пост сейчас, Масленица или Светлая седьмица. Поэтому мы всегда должны быть воздержанны от излишеств. Лишнее никогда не бывало на пользу, как в телесном, так и в духовном.
— Вы говорили, что очень важно также соблюдать информационный пост. Вы могли бы немного подробнее рассказать, что именно подразумевает собой информационный пост?
— Я стараюсь в посты, например, не смотреть телевизор, по крайней мере, первую и последнюю неделю – это точно. Я стараюсь в машине не слушать музыкальное радио, а включаю аудиокниги, в том числе и Священное писание или просто какую-нибудь духовную литературу. Стараюсь не посещать развлекательные концерты и другие мероприятия, которые не соответствуют духу поста. Кому-то наверняка полезно ограничить себя в пользовании интернетом. Я конечно не имею в виду отказ, когда работа человека непосредственно связана с интернетом. Но мы все-таки слишком много времени проводим в потреблении информации, а у нас не хватает времени ее переваривать, осмысливать. А в пост должно быть время на осмысление, переваривание и потребление той информации, которая полезна не только для земной телесной жизни, а чтобы информация была полезна и для души. Кстати, много такой информации можно найти, в том числе, и в Библии.
— Многие воспринимают посты, как попытку похудеть. Как бы вы прокомментировали такие цели людей?
— Пост – это не диета. У него другая цель. Целью поста не является нарушение здоровья человека или оздоровление человека. Для этого существуют другие способы, в том числе и практики питания. Нужно разделять диету и пост, и поститься нужно разумно. А что касается диет различных, то это конечно же вопрос не к Церкви, а к врачам-диетологам, у которых профессиональный подход к этому процессу.

Читайте также по теме