13 сентября представитель Украины в Трехсторонней контактной группе по урегулированию ситуации на Донбассе Леонид Кучма заявил, что лидеры «нормандской четверки» готовятся подписать документы на встрече. Это так называемый «Минск-3». ГолосUA решил узнать, возможно ли подписание новых соглашений в таком формате и когда ожидать реинтеграцию Донбасса, расспросив об этом директора Информационно-аналитического центра «Перспектива» Павла Рудякова.
— Павел, чего ожидать от переговоров в нормандском формате?
— Кроме переговоров ожидать нечего. Позиции сторон по Донбассу остаются разными. Готова ли Украина к компромиссам — это другой вопрос. Насколько я понимаю ситуацию, новое руководство страны и готово, и заинтересовано, но только частично. Вопрос — насколько тот компромисс, который сейчас приемлем для новой власти в её сегодняшнем положении, насколько он конструктивен для всей ситуации в Донбассе. Поскольку до президентского саммита в нормандском формате должен состояться министерский, а министерский состоится, насколько я понимаю ситуацию, тогда, когда будет согласована с украинской стороной часть вещей, которые они потом будут готовить к исполнению. Многое зависит от того, что скажут американцы. Фактически это будет решающим фактором в поведении Киева.
— Возможно ли подписание новых соглашений в формате « Минска -3»?
— Это теоритическая возможность, которая уже давно существовала. Скорее, можно назвать ревизией минских соглашений, так как это в наших интересах. Уже прошло 5,5 лет, и объективно провести ревизию соглашений не помешало бы. Однако поведение американской стороны, которая сначала подрехтовала слова главы МИД Пристайко о минских соглашениях, а позже заявила о том, что минские соглашения не нужно переписывать говорит о том, что пока никаких изменений в документ вносить не будут. Даже если немцы и французы собирались их внести, то после последних действий со стороны США, они об этом теперь подумают. Скорее всего, что « Минска -3» не будет. Сейчас нужно говорить о том, чтобы «Минск -2» сдвинулся с мертвой точки и прошел четыре основные пункта, связанных с политическим урегулированием конфликта и гуманитарными вопросами, чтобы они были реализованы до конца года.
— Есть ли шанс реализовать минские соглашения в этом году?
— Нет. Сделать это за три месяца физически невозможно. Кроме того, реализация минских соглашений может начаться только после встречи на высшем уровне. То есть на уровне президентов и канцлера Германии. Данная встреча в сентябре точно не состоится, хотя украинская сторона этого очень хотела. Теперь ей пройдется прилагать все усилия, чтобы эта встреча прошла в октябре. Такая возможность остается, пока никаких гарантий нет. Для этого нужно выполнить много работы с украинской, французской стороны. Хочется надеяться, чтобы в соответствии с минскими договоренностями в этом году произошел обмен всех на всех и были согласованы решения для того, чтобы можно были их реализовывать, начиная с января 2020 года. В частности, чтобы была дорожная карта, которую предлагала Меркель еще в октябре 2016 года на последней встрече в нормандском формате на высшем уровне. Хоть Зеленский и сказал, что Украина занимается разработкой дорожной карты, но ее мало только разработать, ее нужно согласовать между Киевом и Москвой.
— Когда на Донбассе пройдут выборы по украинским законам?
— Выборы по украинским законам провести возможно. Однако, там не выиграют те кандидаты, кого хотят видеть с нашей стороны. Думаю, что на Зеленского будут давить, чтобы выборы на Донбассе прошли в апреле – мае 2020 года. Там будет акцент не на украинских законах, а на наблюдении представителей ОБСЕ. То есть выборы там должны будут пройти на основании международных положений.
— В каком году ожидать реинтеграцию Донбасса?
— Об этом еще рано говорить, потому что Украина еще не готова реинтегрировать Донбасс. У экс- Президента Порошенко намеревались проводить реинтеграцию через фильтрационные лагеря, у Зеленского пока данные условия не отменили. При таком развитии событий никто реинтегрироваться не будет. На данный момент нужно составить программу реинтеграции, которая учитывала бы интересы Донецка и Луганска. Для того, чтобы это произошло, с «ЛНР» и «ДНР» нужно говорить. Пока что Украина от этого уклоняется, поэтому в 2020 году реинтеграции Донбасса ожидать не стоит.