В украинском парламенте появилась новая «ширка» — политический союз «Батькивщины» и ОПЗЖ. Оппозиционеры надеются, что «слуги» уже весной рухнут, правительство Гончарука уйдет в отставку, тогда-то и созреет патовая ситуация для Президента. Ему придется либо распускать Раду и идти на досрочные выборы, либо заключать неудобные для него коалиции. Оба сценария устраивают ОПЗЖ и «Батькивщину». То, что сейчас делает новая «ширка», так это совместными усилиями подталкивает Банковую к одному из них. Своим прогнозом развития политических событий в украинском парламенте с корреспондентом ГолосUA поделился директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.
— Руслан, какие цели сегодня преследует «антигрантовая» коалиция в парламенте?
— Это идет борьба за правительство. Условно говоря, сегодня гранто-сорос-пинчуковская коалиция контролирует правительство процентов на 80. Поэтому Тимошенко, Коломойский и Медведчук объединились в борьбе за правительство в «антигрантовую коалицию». И Тимошенко, и Коломойский и, конечно, Медведчук – все борются за то, чтобы создать правительственный кризис и переформатировать правительство, как минимум, и, как максимум, создать политический кризис, который мог бы привести к досрочным парламентским выборам. Сейчас уже рейтинги «Слуги народа» хуже, а у них лучше чуть-чуть. Поэтому, если удастся создать кризис, то к местным выборам будет более жесткое переформатирование этой ситуации. То есть, «слуги» упадут, а все оппозиционеры вырастут. Тут абсолютно технократический подход со стороны оппозиционеров. Они «качают» кризис.
— Социальная повестка дня новой власти вызывает много вопросов…
— У них нет социальной повестки дня. Это продолжение политики Порошенко. Те реформы, которые были запущены при Порошенко, они даже не корректируют значительно. Нынешнее правительство просто реализует реформы предыдущих правительств – Яценюка и Гройсмана. У Зеленского пока что нет своей социальной политики. Вообще нет. Нет ни одного решения, которое бы кардинально отличало это правительство от предшественников, и в медицине, и в образовании, и в пенсионном обеспечении – где угодно. Здесь пока что полная инерция.
— Никто не обращает внимания на первую статью Конституции о том, что Украина – социальное государство…
— Да. Сложилось впечатление, что частью соглашений о приходе Зеленского к власти стало правительство под контролем внешних игроков. Условно говоря, поменялись лица, а суть системы управления не поменялась — те же бэк-офисы, та же подготовка ключевых решений международными организациями. Только поменялись лица. До последнего момента Президент не контролировал правительство, сейчас он пытается перехватить, хотя бы частично, контроль над правительством, несмотря на то, что это его правительство, он его продавил через парламент – так ему посоветовали западные партнеры.
— Это уже токсичное правительство, которое будет тянуть Зеленского на дно…
— Безусловно. Сначала утонет правительство, потом утонет парламент, потом утонет Президент… Они все в связке, как альпинисты.
— Как идет подготовка «Слуги народа» к местным выборам?
— Там Корниенко (Александр Корниенко – глава партии «Слуга народа», – Авт.) работает, пытается развивать партию в горизонтальном направлении для этих выборов. Тут у них большая проблема. Необходимо или вступать в коалицию с региональными элитами и отказываться от своих принципов: «никаких старых кадров» (это сложно), или проиграешь местные выборы. Потому что на местных выборах (в мэры городов, даже в депутаты) молодежь не победит. Мотивация голосования на местных выборах у людей другая – там голосуют за проверенных людей, за тех в основном, кто что-то сделал. Бывают исключения, конечно. Но, как правило, в регионах голосуют за узнаваемых, за старых людей. Поэтому или вступать с ними в коалицию, а они захотят иметь влияние на потоки, на всё остальное, или отказываться от коалиции с местными элитами и проигрывать местные выборы.
— В случае проигрыша на местных выборах, что ждет партию власти?
— Проиграв местные выборы, ты даешь очень плохой знак – это кризис для партии власти. Проиграть для нее местные выборы означает кризис для «Слуги народа». Это означает создавать напряжение между местным самоуправлением и правительством, это означает приближать возможные досрочные парламентские выборы. Очень сложная ситуация. Надо договариваться, условно говоря, с Филатовым, с Кернесом, с Трухановым — с региональными элитами, если хочешь победить там.
— Почему продолжает падать рейтинг Зеленского?
— Он падает так, как он должен падать. Рейтинг у него не сильно высокий, если честно. Мало времени прошло, рейтинг Зеленского сегодня 49,59%. Прежде всего, он падает из-за вопроса земли. Из-за того, что проходит стокгольмский электоральный синдром. Объясняю, что это такое. Людям, которые проголосовали за Зеленского (73%), нужно время, чтобы они себе признались в своем разочаровании. Они – заложники своего выбора, который сделали в марте-апреле прошлого года. Всегда в первый год рейтинг доверия у президентов высокий. Нужно какое-то время, чтобы избиратели сказали: ну, снова обманули. Этот электоральный стокгольмский синдром не работает в отношении правительства, люди за него не голосовали, хотя настоящие рейтинги власти – это рейтинги правительства. Электоральный стокгольмский синдром действует очень ограниченно в отношении парламента, там выше рейтинги – там люди уже голосовали за депутатов. Он в полной мере действует в отношении Президента. Но это временно. Стандартно где-то с 14-16-го месяца работы президента начинаются обвалы рейтинга. Поэтому ждем, по большому счету, летом и следующей осенью наступи время для того, чтобы эти рейтинги просели. Если нынешний тренд сохранится, то уже в апреле рейтинг Президента и его политической силы будет где-то в диапазоне 30-45%. Он уже приближается к этим цифрам. Все идет так, как должно идти. Нет никакого феномена. Если Президент не включит социальную повестку и не посадит Порошенко, условно говоря, что-то не сделает экстраординарное, то этот тренд не оправдается и доверие вернется к нему.