Информация о том, что щедрый «золотой» дождь пролился на избранных чиновников «Нафтогаза», которые выписали себе премию в размере 45 миллионов долларов, вызвала полнейшее недоумение украинцев. Эта новость стала хитом Интернета. В одной из самых бедных стран Европы, к тому же воюющей, таких поощрений еще не видывали, тем паче — в госкомпании. Не секрет, что эффективность работы компании, да и персональная ценность главы «Нафтогаза» Коболева в глазах украинцев сводится лишь к неимоверно возросшим платежкам за газ и тепло. О том, почему в нашей стране возможны подобные вещи, в интервью корреспонденту ГолосUA рассказал юрист Ростислав Кравец.
— Ростислав, за что озолотили ведомство Коболева многомиллионной премией?
— Сфера «Нафтогаза» отнесена к сфере Президента Украина Петра Порошенко, как и сфера Министерства юстиции, Кабмина, МВД – «Народному фронту». Президенту «Нафтогаз», по привычке, от Кучмы и Ющенко достался, они знают, что там можно править. Поэтому подобная вещь с премией «Нафтогазу» в 45 млн долларов сегодня возможна в Украине. Я не удивлюсь, если завтра кто-то еще выпишет себе огромную премию в долларах.
— Глава государства поддержал эту инициативу с премией «Нафтогазу»?
— Безусловно. Позиция Президента на сегодняшний день говорит о том, что он это все поддерживает. То есть, он просто поддерживает грабеж Украины, откровенный, циничный, прямой грабеж Украины. Потому что любой государственный деятель, который действительно думает жить в этой стране, развивать эту страну, защищать эту страну не позволил бы себе присоединить к зарплате, допустим, в 100 долларов 20-30 долларов, ибо пенсии в нашей стране меньше 100 долларов. Приплачивать руководителю государственного предприятия премию – 45 миллионов долларов – для выдачи в перечне руководителей ведомства по миллиону долларов – никто бы не позволил. Кроме того, мы все прекрасно понимаем, что все организаторские, менеджерские способности управленцев «Нафтогаза» не стоят выеденного яйца. Мы видели это также на примере «Укрзализныци», Минфина, Минэкономики, Нацбанка – Балчун, Абромавичус, Яресько, Гонтарева. Это люди, которые действительно не хотят жить в этой стране.
— Ничего хорошего такие люди Украине не сделают?
— Разумеется. Какие бы у них ни были дипломы, от какого бы университета имени Поплавского или Гарварда (это я утрирую), они ничего для этой страны не сделают, как и тот же МВФ. Если здесь не будет человека, который действительно будет жить этой страной, ничего хорошего не будет. Живой, свежайший пример – Гонтарева, которая сняла свои миллионы и уехала отдыхать.
— Выплачивать многомиллионные премии чиновникам в бедной, воюющей стране просто неприлично…
— Вопрос не в зарплатах, вопрос – в отношении. Мы не говорим о том, что деньги от «Газпрома» еще не поступили, мы не говорим о том, что решение еще не вступило в законную силу, мы не говорим, что Украине еще нужно провести часть зачета. Это все абсурдно. Проблема в том, что эта ситуация показала отсутствие в стране гражданского общества. Все покупное и надувное. Дали денег – пришли с плакатами на акцию. Не дали денег – не пришли на акцию. Это даже не та же Польша, когда встал вопрос о судебной реформе, 5 тыс. человек вышли на улицы и выступили против узурпации власти – того, что на самом деле происходит в Украине. Никто им не платил, такое количество людей за деньги собрать было бы невозможно. Это гражданское общество. У нас вся эта ситуация свидетельствует об отсутствии гражданского общества и об абсолютной ненужности этого Антикоррупционного суда, потому что он будет полностью подконтролен Президенту Украины.
— Антикоррупционный суд ничего не изменит в нашей стране?
— Это будет ширма и вывеска. Если первое лицо позволяет такое и гражданское общество молчит об этом, то в Украине ничего не поменяется с созданием этого Антикоррупционного суда. Хоть мега-вселенский антикоррупционный суд создай, ничего не изменится. Инертность нашего общества, наш украинский менталитет говорит о неготовности нашего народа проявлять гражданскую позицию, они живут по принципу: лишь бы их не трогали. Если появится какой-то лидер, может быть, что-то изменится. Не появится он, не проплатит кто-то протестное мероприятие, не спонсирует все эти акции протеста — ничего не будет. На сегодняшний день все это всплывает и вылезает.
Вырастут тарифы, возрастут платежки, и украинцы молча пойдут платить последнее. Вместо того чтобы идти с вилами к «Нафтогазу», к тому же Коболеву, к тому же Президенту, все спокойно пойдут платить и думать, где бы заработать еще денег для того, чтобы сделать МВФ хорошо. МВФ — это абсолютно непонятная для рядового человека вещь. Вместе с тем новый закон о валютном регулировании еще больше убивает национальную денежную единицу. У меня складывается впечатление, что все эти действия направлены на то, чтобы разрушить Украину, подорвать полностью экономическую безопасность и суверенитет страны. Страну рушат, рушат и не могут разрушить. Антикоррупционный суд – это очередная ступенька к разрушению независимости Украины. Президент наш абсолютно не заинтересован в наведении порядка в стране. Он считает, что это все нормально. У нас уже нет независимого суда, поскольку судей запугали до смерти.