Дайана Банда
10:00 22/12/2014

С. Каплуненко: «Киевводоканал» готовит очередное повышение тарифа на холодную воду»

«Киевводоканал» с апреля 2014 года стал исполнителем услуг. И вроде бы все для киевлян осталось по-прежнему: холодная вода не поменяла вкус и течет она все по тем же старым трубам… Да только ее цена может вновь вырасти. Сейчас на рассмотрение Национальной комиссии готовится новый тариф на холодную воду. В интервью для ГолосUA директор расчетного департамента «Киевводоканала» Станислав Каплуненко рассказал о предполагаемом подорожании холодной воды и его причинах.

— «Киевводоканал» готовит новые тарифы. Он будет пересмотрен в сторону увеличения?

— Закон (№ 1198-VII «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования расчетов за энергоносители» – прим. ред.) приняли в апреле, а первые изменения к нему необходимо было внести в течение трех месяцев, но Кабинету министров некогда было этим заниматься, он занимался более глобальными проблемами – АТО, спасение экономики, а также подготовка к выборам. Первое постановление Кабмина вышло 1 октября – 532 постановление, которое нам дает право сформировать тарифы по квартплате. Сейчас тариф установлен только на подачу воды до среза в дом, как мы и предоставляли воду раньше – а дальше уже жилищные организации распределяли воду по квартирам. Мы работаем над тем, чтобы подать в Нацкомиссию этот тариф. Кроме того, согласно новым нормам, на плечи водоканала возложена абонентская служба и от нас требуют заниматься поверкой счетчика, что тоже нужно будет включить в тариф. Доведение воды до квартиры, абонентская служба, а тем более поверка квартирного счетчика, включенные в тариф, утяжелят его. Мы же понимаем, что в розницу всегда дороже, чем оптом. Вот раньше мы оказывали наши услуги оптом, теперь нас обязали делать это в розницу.

— И насколько будет увеличены тариф, учитывая новые обязанности «Киевводоканала» – подачу воды к квартире, ведение абонентской службы с владельцами квартир, а также с возможной поверкой счетчика?

— Если бы без квартирного счетчика, надо добавить только услуги банка, печать и доставка квитанций, услуги относительно небольшой абонентской службы и того, кто снимает показания домового учета (в подвале дома). Итак, мы бы добавили максимум копеек 50, не больше. Плюс если с печати квитанций перейти на электронные счета – это точно в районе 30 копеек. А если включить в тариф работу водоканала с квартирными счетчиками включая, их периодическую поверку, то это минимум 3-4 гривны, потому что водоканал будет вынужден набирать большой штат контролеров и слесарей.

— Насколько увеличилось количество абонентов «Киевводоканала»?

— У водоканала до этого закона было 23 тысячи домохозяйств частного сектора на территории города Киева, также 1 131 жилищная организация (ЖБК и ОСББ), а также прямые договора с большими объектами – заводы, рестораны, офисные центры – еще 15 тысяч. Теперь «Киевводоканалу» посредством этого закона добавили еще 1 миллион 100 тысяч квартир, то есть абонентов, которые по отдельности потребляют мало, но работы с ними много. Согласно этому закону, я должен организовать абонентскую службу для работы с этими новыми абонентами. Естественно, затраты на абонентскую службу скажутся на тарифе на воду, «лягут» на потребителя. Единый тариф в Киеве сейчас –  7, 464 грн за 1 куб. м с НДС вместе с водоотведением. Этот тариф с третьим знаком после запятой это еще одно неприятное нововведение Нацрегулятора, так необходимо конечному потребителю правильно пользоваться правилами математического округления.

— «Киевоводоканал» предупредил потребителей о том, что все счетчики должны быть поверены до 1 января, если нет – то они будут сняты с учета. Что это значит?

— 1 июля мы сказали, что необходимо счетчики неповеренные снять с учета и распределять будем «зашедшую» в дом воду между теми, у кого счетчиков нет, и теми, у кого они не прошли поверку. Власть города Киева ввела в ответ мораторий. Мол, необходимо защитить киевлян с целью уменьшения социального напряжения и продлить срок поверки счетчиков до 1 января 2015 года. Что делает народ? Ничего. Проблему отодвинули на полгода, которые пробежали незаметно, и оказалось, что за это время почти никто ничего не делал. А сейчас на совещаниях говорят: «Давайте опять продлим». А куда я дену разницу воды?

— То есть пока еще не принято окончательное решение по тому, что будет с неповеренными счетчиками после 1 января?

— Если я буду работать на водоканале, то добьюсь того, что неповеренные счетчики будут сняты с учета.

— Почему вы готовы бороться за снятие с учета счетчиков, что ставит вопрос так остро?

 — В нашем городе практически никто не занимался никогда счетчиками. Тариф на воду был несущественный, за проверку квартирных счетчиков ответственность несли ЖЭКи, а в городе – вечные выборы. За последнее время в Киеве постоянно переизбирали местный совет, а те, кто шел на выборы, вечно играли на коммунальных тарифах. Проблема вечных выборов привела к тому, что за квартирными счетчиками никто не смотрел, ЖЭКи говорили: «Счетчики – это не дело водоканала, у меня есть разница – и я ее покрою с квартирной платы». А сейчас вот этого «больного» клиента мне передали со всеми проблемами, которые были накоплены за 10 лет.

— Как понимаю, лично вы не считаете внесение поверки счетчика в тариф грамотным шагом.

 — Я категорически против того, чтобы вносить поверку квартирных счетчиков в счет тарифа на кубический метр холодной воды. Поверка счетчика – это дорогостоящее мероприятие, потому что надо направить специалиста на демонтаж счетчика, выплачивая ему за это зарплату, обеспечивая его материалами и спецодеждой – эти затраты будут в таком случае включаться в тариф на холодную воду. Второе – отдать счетчик на поверочную установку – это тоже затраты. Есть квартиры, где три счетчика на холодную воду, потому что при строительстве они были вообще не предусмотрены: если ванная и туалет находятся в разных местах и квартира большая, то на разных стояках нужно ставить счетчик. Добавляем сюда кухню – и получаем три счетчика. Есть еще одна проблема – в 30% квартир с счетчиками ремонт сделан так, что счетчик невозможно снять и отправить на поверку. Счетчик – это же не просто кружочек, это водомерный узел, который должен занимать около 50 сантиметров: вентиль, фильтр перед счетчиком, сам счетчик, должны быть также прямые участки и обязательно – обратный клапан. Если счетчик не установлен так, как положено, то он неправильно работает. Но сложно корректность установки проверить, ведь люди сделали такие ремонты, что на счетчик можно посмотреть только в глазок. Есть также такие квартиры, в которых никогда не появятся счетчики. А в Нацкомисии по регулированию коммунальных тарифов ко всему этому поверхностно подошли. Один из бывших членов Нацкомиссии говорил: «У нас метод почтовой марки – независимо куда, цена должна быть одинаковая». Я нахожу неудачным сравнение воды и почтовой марки. Люди, которые не в состоянии поставить счетчик, будут вынуждены платить еще и за поверку счетчика того соседа, у которого в квартире их три.

— Депутат Киевсовета, экс-руководитель КГГА Владимир Бондаренко заявил на одной из пресс-конференций, причиной повышения тарифов выступают необъективные расчетные данные. Тариф на холодную воду завышен. Бондаренко утверждает, что это было вызвано «вздутым» фондом оплаты труда «Киевводоканала» (бухгалтерия предприятия указывает на персонал в 8000 человек, что не отвечает действительности). Как вы прокомментируете это заявление?

— Бондаренко пользуется непроверенными данными, потому что в структуру тарифа закладывается только действующий штат. У нас есть нормативные документы, которые говорят, сколько нужно слесарей, аварийных бригад, контролеров. По нормативам в штате водоканала должно быть 8 тысяч человек – это до получения статуса исполнителя услуг. По факту численность штата не дотягивает до 7 тысяч. У нас есть вакансии в водопроводе не занятые – это объективная реальность. Просто уважаемый депутат идет на выборы и ему надо что-то говорить. И уважаемый депутат рвался поставить в «Киевводоканале» своего представителя, когда был у власти, но у него не получилось, поэтому он на водоканал имеет зуб.

Наш штат задействован в реальной работе. У водоканала около 7 тысяч километров трубопровода. Все эти трубы находятся в не очень хорошем состоянии и требуют постоянного обслуживания. В городе ежедневно происходит около 17 повреждений водопровода с вытеканием воды.

— Исходя из нашего с вам разговора, можно сделать вывод, что Закон 1198 не удобен ни «Киевводоканалу», ни потребителю. Как же тогда стало возможным его принятие?

— Когда антикризисный пакет законов принимали, главными задачами были тепловая энергия, энергозатраты и проблемы с газом. У «Киевводоканала» таких проблем нет, водоканал присоединили паровозом.

Киевляне начали получать квитанции за отопление – и у всех шок. Потому что раньше платили 3 гривны 10 копеек за квадратный метр, то сейчас надо выложить 9 гривен 22 или 20 копеек за квадратный метр – увеличение очень большое. Если вы возьмете все счета, которые должны оплачивать – это вода, отопление, квартирная плата, электроэнергия, газ – то воды там будет меньше 5% даже при нынешних ценах. Киев отличает от остальных городов тем, что летом у нас потребление воды снижается, несмотря на то, что это посевной период и надо поливать. Для Киева это отпускной период – все уезжают из города. Самое низкое потребление воды зафиксировано в прошлом году в мае и августе. Учитывая это сезонное колебание, в среднем на одного человека, зарегистрированного в квартире, приходится от трех до четырех кубов воды в месяц, при нынешних ценах это от 30 до 20 гривен. Цифра подъемная, грубо говоря, ведь все мы видим, что происходит в магазинах, какие там цены.

— Вы ранее сказали, что оптом – дешевле. По новому закону у киевлян еще остались шансы закупить у «Киевводоканал» воду оптом, не ввязываясь в персональные договорные отношения?

— ЖБК и ОСББ (жилищно-строительные кооперативы и объединения совладельцев многоэтажных домов) могут быть коллективными потребителями. Таким образом, через эти организации киевляне могут получить водоснабжение и водоотведение без вступления с «Киевводоканалом» в прямые договорные отношения. На сегодняшний день уже 617 организаций официально подтвердили свое желание остаться коллективным потребителем и не пустили водоканал на свои внутренние сети.

Читайте также по теме