Низкая зарплата украинских правоохранителей никогда не являлась секретом, но теперь, видимо, их терпению пришел конец. Мнение рядовых полицейских выразил старший лейтенант полиции Дмитрий Рынковой, записавший видеообращение, в котором рассказал, что они вынуждены «работать за еду». А потому, если требования не будут выполнены, то руководство Нацполиции может столкнуться с массовыми увольнениями. Позже, глава ведомства Игорь Клименко отреагировал на ситуацию, рассказав, что в 2021 году из рядов Нацполиции уволилось более 13 тысяч человек и пообещал увеличить сотрудникам зарплаты. Корреспондент ГолосUA пообщался с экспертом по безопасности Украинского института политики Сергеем Шабовтой о причинах происходящего и как ситуация будет развиваться в дальнейшем.
В связи с низкими окладами, сотрудники полиции массово увольняются. А те, кто еще не сделал этого, обращаются в своему руководство с требованием увеличить зарплату, иначе они поступят так же. В руководстве Нацполиции уже отреагировали на проблему и Клименко пообещал, что первую повышенную зарплату правоохранители получат до конца января. Какова причина такого положения правоохранителей и как будет развиваться ситуация далее?
Вопросы материального благополучия полиции не решались со времен вступления Арсена Авакова в должность министра внутренних дел. А те реформы, что проводились за время его пребывания на посту, носили имитационный характер и играли роль имиджевого инструмента. «Потолок» зарплаты сотрудников полиции в 13 тысяч гривен не менялся с 2015 года. Да и тогда данная сумма не считались большой, но это удавалось скрывать за громкими заявлениями о новой полиции.
На протяжении многих лет полиция существует в состоянии жуткого кадрового голода. Это приводит к тому, что ее кадровый состав в буквальном смысле набирают из всех подряд. А потому говорить о качестве персонала можно исключительно и с чрезвычайно большой натяжкой.
Самое главное злодеяние Авакова заключается в том, что он совершенно намеренно уничтожал правоохранительную систему, удаляя из нее самых опытных людей путем люстраций, осуществляемых постмайданным отребьем. Так, люди с преступным прошлым, жизнерадостно хихикая, выгоняли из «органов» тех, кто некогда с ними довольно эффективно боролся.
Следует признать, что Аваков, совершавший реальные уголовные преступления на посту губернатора, намеренно скрывался за границей от украинского правосудия. А политический флер этому был придан гораздо позже. И как бы там не обеляли Авакова, называя его эффективным министром, но именно при нем Украина занимала первые места по уровню преступности в Европе. А после его ухода, данный пост занял безликий провинциальный юрист Денис Монастырский из грантоедского «Института будущего».
Данная тенденция предопределила будущее украинской полиции, поскольку более не осталось опытных людей, способных передать свой опыт молодежи. Поэтому, сейчас все должности в полиции продаются за деньги. А люди с неугодной политической позицией и самостоятельной точкой зрения попросту не нужны.
Тем не менее, честные люди все же есть в полиции. Но они не видят просто неспособность или нежелание руководства противодействовать преступности, а потрясающий уровень коррупции. По-прежнему продолжаются взятки и поборы с низшего состава, который после своих дежурств вынужден приносить результат вовсе не в виде задержанных правонарушителей и преступников, а в виде добытых денег путем поборов.
На сайте Президента уже появилась петиция с просьбой отставки Дениса Монастырского. Насколько это возможно?
Пока что сложно сказать. Тем не менее, если предположить возможность такого развития событий, увольнение Монастырского однозначно будет для Зеленского довольно болезненной оплеухой, поскольку новый глава МВД – его креатура.
Одним из самых системных преступлений в недрах иерархии управления при Зеленском является то, что, из-за низменной корпоративной солидарности, мы так и не увидели ни одной правовой оценки аморальным действиям нардепов.
Сегодня замерли следственные процессы, поскольку в условиях невыполнения процессуальных норм, внедряемых еще с 2012 года, каждое новое дело, в лучшем случае, после многократных напоминаний, вносится в ЕРДР. На чем весь процесс и заканчивается.
Мне неоднократно доводилось бывать в кабинетах следователей, где я видел огромные стопки уголовных дел, складированных по разным углам кабинета. Из чего очевидно, что ими никто и никогда заниматься не будет. Или же это будет точечная избирательность при проявлении внимания начальника следствия.
Какие изменения на ваш взгляд должны быть внесены в работу МВД для ее преображения и каковой должна быть зарплата полицейского?
Как человек, представляющий функционал любой силовой структуры, я считаю, что должны быть изменены масштабы и представления о социальном статусе и авторитете работы полицейского в обществе.
Ранее, даже не в самые лучшие времена мы знали, кто является лучшим полицейским месяца. Его пример пропагандировали, а его самого представляли обществу. Ничего подобного сейчас нет. В Управлении Нацполиции не понимают, что без моральной подоплеки и без доверия общества, роль полиции снижается. Аваков, за время своего пребывания на посту главы МВД, все время врал, рассказывая о безумных 60-70 процентах поддержки полиции в обществе, хотя в действительности она никогда не выходила на такие показатели. Именно в эту проблему нужно решать в первую очередь.
На сегодняшний день минимальная зарплата полицейского должна находиться на уровне не менее 600-700 долларов. Кроме того, в прежние времена, сотрудников полиции, помимо зарплаты, держал на работе социальный пакет в виде бесплатного проезда, льгот и прочего. Но сегодня ничего этого нет.
Ранее в криминальную хронику неоднократно попадали новости о преступных группировках, состоящих исключительно из бывших и/или действующих сотрудников полиции. Существует ли возможность того, что сотрудники полиции и в дальнейшем будут уходить в организованную преступность?
Проблема заключается в том, что это тщательно скрываемая правда и одна из тяжелейших тенденций. Поскольку одним из самых профессиональных слоев организованной преступности является слой, созданный самими бывшими силовиками. Поскольку прекрасно знают изъяны правоохранительной системы. Они легко выходят на лиц, которые могут не только предоставить им необходимую информацию, но и оружие. А потому, чем дольше правоохранительная система будет находиться в таком состоянии, тем дольше будет существовать данная проблема.
При этом, следует уточнить, что костяк такого звена организованной преступности, как правило, представляют собой изгои с садистскими наклонностями и преступными намерениями. Рано или поздно их выгоняют из полиции, а потому закономерно, что они находят себя в организованной преступности.
К примеру, ранее имело место задержание группировки во главе с бывшим сотрудником «Альфы», которые «потрошили» местных высокопоставленных чиновников и судей. Их лидер отличался особой жестокостью, высокой профессиональной боевой подготовкой и познаниями в тактике. И это всего лишь один из немногих примеров.
Данные случаи тщательно скрываются, поскольку по мнению власти и руководства МВД они наглядно показывают, какие кадры служили в правоохранительной системе нового образца.
Выходит, что нынешнее состояние полиции полностью соответствует той модели общества, которая строится в Украине после Евромайдана… Красивая картинка, но гнилое содержание.
Для меня не было неожиданностью то, что происходит сегодня с полицией. Но при этом, происходящее крайне болезненно переживают бывшие кадры. Поскольку я лично знаком с ними, то знаю, что им тревожно и больно за ее состояние. Ведь предыдущее поколение милиционеров не в пример лучше справлялось со своими профессиональными обязанностями, чем нынешнее.
Я уже неоднократно говорил, что общество получает ту правоохранительную систему, которую хочет иметь власть. А потому дегенерация правоохранительной системы началась с того момента, когда ее начали превращать в орган, ангажированный от интересов правящих кланов. Понятие закона, его защиты и борьбы с преступностью долгое время размывались. В то же время оттачивались приемы создания и использования карманной полиции для борьбы с конкурентами. Думаю, что в этом состоит вина государства и тех, кто им управлял. А если говорить еще более конкретно, то речь идет о последствии дегенеративного развития украинской государственности.