7 июля для народных депутатов — день особый. Они собрались работать всю ночь, чтобы принять пенсионную реформу. Бютовец Андрей Павловский даже взялся назвать точное время, когда народные избранники дружно нажмут на кнопки, чтобы принять пенсионный закон в целом. Это, по словам политика, должно произойти в 5 утра 8 июля.
Корреспондент "ГолосUA" обратился к председателю правления Центра социологических и политологических исследований "Социовымир" Сергею Тарану с просьбой, чтобы он объяснил, почему депутатам так хочется не ночевать дома и принять пенсионную реформу именно сегодня-завтра, а не отложить ее на следующую сессию парламента.
— Почему власть так спешит принять пенсионную реформу? Почему депутаты делают это в последние дни сессии парламента и не хотят отложить этот вопрос, скажем, на сентябрь?
— На самом деле основная задача власти — отвлечь внимание от главных вопросов пенсионной реформы. Главными вопросами пенсионной реформы является не просто то, когда определенные категории граждан пойдут на пенсию, а, во-первых, как будут использоваться пенсионные фонды после того, как они будут наполнены, какие будут способы управления ими, будет ли обеспечена прозрачность этих фондов, будет ли обеспечена гарантия того, что они сохранятся, кто будет управлять этими фондами, не будет ли там коррупции … Потому что это огромные мощные объекты, управление которыми сейчас никто не обсуждает. Для власти очень важно, чтобы управление этими фондами оставалось под контролем или, по крайней мере, чтобы была возможность что-то из этого взять.
Другим вопросом, который, к сожалению, сейчас мало обсуждается, является то, каким образом фонды будут наполняться, существуют ли программы наполнения пенсионных фондов, какие есть программы для повышения производства и создание новых рабочих мест в Украине. К большому сожалению, власть перевела дискуссию на пенсии для определенных категорий лиц, а также отмену пенсий для VIP-персон. Это гражданам брошена такая кость на растерзание. Но на самом деле основной вопрос совсем не в этом.
И, несомненно, играет роль еще то, что нужно брать транш Международного валютного фонда. А МВФ поставил условие — проведение пенсионной реформы. Поэтому эти факторы — требования МВФ плюс попытка отвести внимание общественности от основных вопросов — обусловило то, что депутаты очень спешат с принятием этой пенсионной реформы.
— Как эта торопливость, на ваш взгляд, характеризует депутатский корпус?
— Депутатский корпус имеет такую репутацию, которую невозможно испортить. Потому что дальше портить ее уже некуда. То, как депутаты голосуют в последнее время, как перебегают из фракции во фракцию … В украинском парламенте очень мало депутатов, которые сохраняют верность избирателям, то есть, которые остаются на тех позициях, на которых проходили в парламент. И поэтому их репутация уже настолько низкая, что портить дальше уже некуда. Абсолютно нет смысла уже об этом даже говорить. Доверие к Верховной Раде чрезвычайно низкое, самое низкое среди государственных институтов. Хотя ко всем государственным институтам сейчас есть недостаток доверия.
— Если пенсионную реформу таки примут наспех, какова вероятность того, что ее потом захотят отменить через суд?
— Через суд вряд ли ее отменят. Если говорить об изменениях в пенсионной реформе, то теоретически они могут состояться, если Президент не подпишет эти законы. А практически она будет моделироваться после смены власти. Потому что хотя пенсионная реформа называется реформой, по сути, если называть вещи своими именами, это механизм сокращения пенсионных расходов, это не реформа. Пенсионная реформа — это когда есть не только механизмы сокращения пенсионных расходов, но есть и механизмы увеличения поступлений. Поэтому, безусловно, рано или поздно встанет этот вопрос. Более того, если нет гарантий сохранения этих пенсионных фондов, то за 1-2 года встанет вопрос, откуда брать средства. Они при нынешнем уровне коррупции будут просто разворовываться или исчезать из-за инфляции. И, конечно, нужно будет потом модернизировать эту реформу, изменять. Но этим уже будет заниматься новое парламентское большинство.
— Могут ли люди сейчас как-то повлиять на принятие пенсионной реформы — выйти на митинги что ли?
Если говорить об этом в практическом смысле, то эта реформа вызовет негатив в обществе, но, правда, не сразу, потому, что только определенные категории пострадают от нее сразу (со временем это начнут понимать граждане). Но то, что это вызовет протест, лично я очень сомневаюсь. Чтобы граждане вышли на протест, самого факта, причины для протеста недостаточно, для этого надо другие вещи. Например, нужны институты, которые бы мобилизовали людей. Когда были протесты, посвященные выборам в Верховную Раду, это были партии, а когда был Майдан предпринимателей, это были организации и структуры, работающие с бизнесом. Среди тех людей, кто выходит на пенсию, таких институтов, организаций фактически нет. Кто будет их мобилизовать?
Другой вопрос — как правило, люди пенсионного возраста очень честно ходят на выборы, но неохотно ходят на майданы. Этих людей организовывать на уличные акции достаточно сложно, хотя негатив в обществе, безусловно, будет. Но он будет сказываться на результатах предстоящих выборов.