Т. Самсонюк: «Кибермошенники от атак на карточки граждан переходят к атакам на счета предприятий»

По официальной информации, только за первый квартал этого года из-за кибермошенничества украинцы потеряли около 62 миллиона гривен.
Часто причиной денежных потерь становится не столько супер-умения хакеров, сколько невнимательность и неосведомленность самих граждан. /> О том, что нужно знать владельцам банковских карт, чтобы хоть как-то обезопасить себя от мошенников, ГолосUA общался с руководителем проекта «Противодействие киберпреступности» Независимой ассоциации банков Украины Татьяной Самсонюк.

Сейчас довольно распространенный вид мошенничества, когда деньги с банковской карты снимают и без наличия самой карты, для этого используют специальные приборы — скиммеры. Проверяют ли банковские учреждения свои банкоматы, по крайней мере часть из них, на наличие таких приборов? Существуют ли какие-то механизмы защиты?

— Да, банки осуществляют надзор за своими банкоматами на регулярной основе или в случае сообщения о подозрении на наличие нетипичных устройств.
Для защиты клиентов банки осуществляют круглосуточный мониторинг электронных операций, но они также предоставляют клиентам возможность усилить защиту своих денег — например, очень эффективную услугу SMS-информирования по всем операциям на счете клиента, что позволяет клиенту осуществлять контроль за своими деньгами.
Также есть возможность устанавливать лимит на снятие наличных и количество транзакций за один день по соответствующему карточному счету. Многие из банковских учреждений на экране банкомата размещают фото всех его элементов для того, чтобы клиент, сравнив изображения на экране и сам банкомат перед глазами, определил, безопасно ли им пользоваться.
Но лучший способ борьбы со скиммингом — это внимательность самих владельцев банковских карт.
Необходимо соблюдать простые правила при работе с банкоматом и при использовании платежных карт. Например, при пользовании карточкой старайтесь не выпускать ее из поля зрения во время проведения транзакции, при введении PIN-кода прикрывайте клавиши рукой, а перед тем, как подписать чек, подтверждающий приобретение с помощью карты, всегда сначала проверьте его. Обратите внимание на указанную в нем сумму покупки, которая оплачена с помощью карты, — сохраняйте копии чеков и других платежных документов, подтверждающих транзакции оплаты покупок и снятия наличных в банкоматах.
Для тех, кто заинтересовался, то все эти правила и другая важная информация о том, как не стать жертвой мошенников, есть на специально созданном информационном ресурсе anticyber.com.ua.
— Куда обращаться и вообще какими должны быть первые действия человека, у которого с карты украли деньги? Может ли он рассчитывать на компенсацию?
— Прежде всего необходимо связаться с банком и заблокировать карту во избежание дальнейших несанкционированных операций по карте. Далее действует банковская безопасность и правоохранительные органы. От скорости реакции клиента зависит вероятность спасения его денег.

— О каких еще видах мошенничества следует знать тем, кто пользуется банковскими картами?
— В Украине сейчас наблюдается тревожная тенденция: кибермошенники от атак на карточки граждан переходят к атакам на счета предприятий. Там вращаются более значительные суммы средств. Если же брать распространенный вид мошенничества, жертвой которого может стать обычный человек, то это фишинг.
Фишинг — это вид мошенничества, который применяется с целью получения у владельца платежной карты информации о реквизитах карты путем обмана. Подвидов фишинга множество. Самыми популярные среди мошенников такие:
— письмо по электронной почте с уведомлением о выигрыше в лотерею и просьба прислать реквизиты карты для зачисления денежного приза;
— письмо якобы от банка с просьбой прислать реквизиты карты для ее подтверждения / разблокировки и др.;
— использование мошеннических интернет-сайтов (интернет-магазинов). Таковыми могут выступать копии оригинальных интернет-сайтов компаний или другие сайты, на которых обычно предлагается приобрести какую-то вещь по очень выгодной (акционной) цене с помощью платежной карты;
— телефонные звонки или смс-сообщение, якобы из банка, коммунальных предприятий, контролирующих или правоохранительных органов с просьбой подтвердить реквизиты карты в связи с подозрением мошеннических операций, наличия несуществующей задолженности, уточнения платежей и др.
Запомните, реквизиты платежной карты, на которые охотятся мошенники, занимающиеся фишингом, — это номер карты, дата выпуска/завершения действия карты, код CVV2 (трехзначное число на обороте платежной карты, служит кодом подтверждения операций, осуществляемых в сети интернет или по телефону. – ред.) , написание фамилии и имени клиента на латыни, ПИН-код.
— Дайте, пожалуйста, несколько основных советов о том, как можно обезопасить себя от мошенничества с банковскими картами.
— Кое о чем уже упоминалось, но могу выделить общие правила безопасности:
— никому не называйте своего PIN-кода;
— никогда не пишите PIN-код на карте;
— никогда не храните записанный PIN-код вместе с картой;
— никогда не передавайте карту другому лицу;
— подключите опцию SMS-сообщения о состоянии банковского счета и операциях, проведенных по вашей платежной карте;
— обязательно оставьте свою подпись на обратной стороне карты сразу же после ее получения;
— запишите телефон банка, по которому необходимо звонить в случае потери или кражи карточки, чтобы ее заблокировать;
— при вводе PIN-кода прикрывайте клавиши рукой. Это обезопасит вас от видеокамер, которые злоумышленники могли установить на банкомате;
— убедитесь, что после оплаты вам вернули именно вашу карту;
— всегда проверяйте операции, совершенные с помощью карточки. Особое внимание следует обратить на операции по счету после поездок, когда вы пользовались своей карточкой. По возвращении рекомендуют заменить платежную карту на новую.

Читайте также по теме