После входа в ЗСТ с ЕС в ближайшие 10 лет украинский агропромышленный сектор будет наращивать темпы экспорта в страны Евросоюза: постепенно нормы производства украинской продовольственной продукции будут приводиться в соответствие с европейскими нормами. Что касается перспектив на ближайшее время – Украина уже работает над развитием торговых отношений с Ираном, чей рынок оживился после снятия санкций на поставки нефти. С каждым годом уровень украинского экспорта в Иран будет расти на 10-15%. Наиболее востребованными товарами станут зерновые и масличные культуры, также есть шансы у молочной продукции, сахара, говядины и мяса птицы. Об этом в интервью корреспонденту ГолосUA рассказал генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса Тарас Высоцкий.
— 1 января 2016 года Украина вошла в ЗСТ с ЕС, однако условия договора о ЗСТ с ЕС будут выполнены не сразу, а в течение 10 лет. Какие перспективы ждут Украину в течение этих 10 лет?
— Для Украины зона свободной торговли открылась не в январе 2016 года, а еще в апреле 2014 года. То есть экспортировать продукцию в ЕС Украина может уже почти 2 года. В январе 2016 года открылся как раз рынок Украины для производителей Европейского Союза. Действительно, есть «переходные положения», в отношении того, что имплементация некоторых положений будет проведена в течение 10 лет. Но это касается не объемов квот, таможенных ставок или финансовых тонкостей, а, скорее, стандартов качества и других регуляционных моментов.
— Каких, например?
— За 10 лет Украина должна имплементировать все директивы ЕС, все нормы, которые регулируют производство продовольственной продукции. В частности, есть требование, что в следующем году на всех предприятиях, которые занимаются животноводческой продукцией, должен быть внедрен стандарт ХАССП. То есть скорее можно говорить об институциональных изменениях нормативной среды и условий в течение 10 лет. Но не об изменениях объемов самих квот. Объемы квот – утверждены. Их можно изменять, но для этого необходимо снова проводить переговоры. Но не предвидено такого, что квоты будут увеличиваться каждый год, к примеру, на 5%.
— Какие товары могут стать «лидерами поставок»?
— Наиболее перспективной является продукция растениеводства. На протяжении двух лет, когда уже действовала ЗСТ с ЕС, почти все квоты были использованы предприятиями-производителями продукции растениеводства как в 2014, так и в 2015 году. Что касается перспектив — в течение 10 лет реально добиться пересмотра квот, и действительно имплементировать все стандарты, которые касаются качества аграрно-промышленной продукции и производства. Тогда откроются перспективы для продукции с более высокой добавленной стоимостью — молочной и мясной. Сегодня экспорт минимальный, и даже не все квоты использованы – потому, что не до конца соответствуют европейским нормам процедуры контроля качества в Украине.
— Когда вы говорите о продукции растениеводства – речь идет о свежих овощах и фруктах?
— Не только свежие овощи, но и переработанная продукция. Активно продолжается экспорт томатной пасты, консервированных овощей, натуральных соков.
— Какие направление экспорта подсолнечного масла, муки и зерновых культур наиболее популярны – и входит ли ЕС в их число?
— Можно выделить 3 главных направления экспорта обозначенных вами зерновых, масличных культур и продуктов их переработки. Это действительно ЕС, он входит в число популярных направлений. Это также регион Ближнего Востока – Турция, Иран, Ирак и Северная Африка. И третий регион – это Юго-Восточная Азия: Китай и соседние с ним страны. В принципе, для каждой культуры в приоритете собственный регион. В целом эти экспортные направления – занимают около трети от всех объемов украинского экспорта. В Юго-Восточную Азию осуществляется немного больше поставок — по некоторым видам продукции это 45 %.
— Насколько стабильно осуществляются поставки?
— Все эти регионы более-менее стабильны. Из года в год – отклонения и изменения не превышают 10%. Можно сказать, что это уже завоеванные стабильные рынки.
— Отдельно хотелось бы спросить о развитии торговых отношений с Ираном…
— В предыдущие годы были трудности с поставками в силу ряда бюрократических моментов. Сегодня иранское законодательство в этом отношении значительно упростили. Согласно статистике, в течение минувших 3 лет Украина экспортировала в Иран продуктов продовольствия на сумму около 500 млн долларов. Преимущественно – по трем группам товаров: зерновые, масличные и продукты переработки масличных, в первую очередь – подсолнечное масло. Ожидать резкого увеличения экспорта не стоит. Однако нужно отметить, что после снятия санкций на экспорт нефти, Иран стал более активным с экономической точки зрения – он будет продолжать развиваться, и население будет иметь все больше средств, будет расти уровень потребления. Соответственно может расти и уровень экспорта из Украины – я не думаю, что резко, на 10-15% в год.
— Какие культуры мы будем поставлять на рынок Ирана?
— Зерно и подсолнечное масло. В прошлом году были партии успешных поставок молочной продукции. В перспективе могут начаться поставки говядины и мяса птицы потому, что Иран импортирует эту продукцию — в течение 2-3 лет эти направления могут развиться. Кроме того, Иран является импортером сахара.
— По какому пути Украина производит поставки в Иран?
— Транзитом через Черное море. В Китай основная часть продукции (зерновые культуры и подсолнечное масло) тоже идет по морю. Проблема с закрытием транзита в первую очередь коснулась стран Центральной Азии: Казахстан, Узбекистан, Киргизстан, Татарстан. Эти страны Центральной Азии входили в состав бывшего Советского Союза.
— Изменились ли цены на наиболее популярные украинские экспортные товары – в контексте падения цен на нефть, а также в контексте перепроизводства зерновых культур в мире?
— Эти два фактора серьезно повиляли на цену. В Украине экспортная цена действительно соответствует международной, а международные цены – снизились. В целом с 2011-2012 года, когда был зафиксирован пик цен зерно и подсолнечное масло, цены снизились на 35%-40%. За последний год снижение составило 15-20 %. Снижение цен – негативно влияет на развитие сектора.
— Какой объем налогов поступает в казну благодаря продаже подсолнечного масла, муки, зерновых культур?
— Сложно сказать. Сначала налоги платят крестьяне, закупая посевные ресурсы, топливо. Потом, конечно же, переработчик покупает, перерабатывает продукт и тоже платит налоги. И вслед за ним – уже экспортная компания получает прибыль и платит налог на прибыль. Для отдельной сельскохозяйственной культуры это невозможно посчитать. В 2014 году сумма всех смежных налогов, которые платит сектор, составила около 40 миллиардов гривен (в абсолютных показателях) или 10-15% от всего бюджета Украины (в относительных показателях). В 2015 году абсолютные цифры изменились, но процент остался тот же – 10-15% налоговых поступлений от АПК.
— Оказывает ли государство поддержку предприятиям, которые занимаются аграрным бизнесом, в частности – экспортерам, которые намерены выходить на новые рынки?
— К сожалению, нет. Нет прямой финансовой поддержки. На 90% — это заслуги и работа исключительно производителя по выходу и поиску новых рынков для экспорта продукции.
— Какие изменения в законодательной сфере необходимо провести, чтобы «расчистить дорогу» для украинских экспортеров?
— С законодательством у нас меньше проблем, оно на 80% соответствует международным нормам. Правда, не всегда можно наблюдать выполнение законодательства. Придется также эффективно поработать над повышением качества продукции.
— Какая форма помощи экспортерам практикуется в развитых странах?
— Есть торговые представительства, торговые посольства, которые работают в странах официальных импортеров продукции – и помогают экспортерам в поисках клиентов, в обсуждении разных норм, требований, объяснений. Самые простые механизмы – это торговые представительства, торговые атташе при посольствах страны в других странах. Эта идея была анонсирована в Минэкономики. Было предложено создать 8 торговых представительств в 8-ми странах мира. Но возникла проблема финансирования. В бюджете нет денег, чтобы поддерживать эти представительства. Это ряд стран: Бельгия, Польша, страны Ближнего Востока, две страны в Юго-Восточной Азии, а также по одному представительству в Северной Америке и в Африке. Это – наши ключевые торговые партнеры.