В этом году Украина заняла 4-ое место в списке самых несчастных стран мира, согласно рейтингу агентства Bloomberg. Такова печальная реальность. Быть стариком у нас – не только горько, но страшно, ведь ни государству, ни обществу, по большому счету, до них нет дела. Пенсионеры уже умирают от голода и нехватки лекарств. Жизнь стала настолько невыносима и беспросветна, что многие пожилые люди хотят побыстрее умереть, чтобы не видеть этого кошмара. О том, каким образом людям пенсионного возраста в наше смутное время можно защитить себя, ГолосUA беседовал с директором Института геронтологии Национальной академии медицинских наук Украины, академиком НАМН Владиславом Безруковым.
— Владислав Викторович, что делать, чтобы улучшить качество жизни пожилых украинцев?
— Убежден, что у пенсионеров нельзя отнимать право работать, ибо при их доходах и жить нормально, и лечиться не на что. В этой связи хотел бы пояснить, что ожидаемая продолжительность жизни у нас значительно отстает от среднеожидаемой продолжительности жизни в ведущих странах мира. Это отставание — порядка 13-14 лет. Хотя, по сравнению с концом 80-х – началом 90-х ХХ века, она возросла. И, если наши люди будут выходить на пенсию в 65 лет, как планировалось раньше, то значительно меньше народу будет доживать до получения этой пенсии. Это, во-первых. Во-вторых, хочу пояснить, что в связи с тем, что в пожилом и старческом возрасте хронические заболевания нарастают, а работоспособность, физические возможности, умственная работоспособность снижаются, то естественно, не все виды работ пожилые люди могут выполнять с той же скоростью и в том же объеме, в каком они выполняли ее в молодом и среднем возрасте. Но занятие посильным трудом способствует улучшению качества жизни, в том числе осознанию своей значимости и полезности.
— О каких видах работ для пенсионеров можно говорить?
— Здесь может идти речь не только о сельском хозяйстве, но и промышленном производстве. В частности, в наших условиях необходимо создавать условия и производства под эти сокращенные физические и умственные возможности пожилых людей. Например, они не могут сейчас освоить работу с использованием компьютерных технологий в том объеме, в каком это могут делать молодые и люди среднего возраста. Однако есть большое число пожилых людей, у которых есть и навыки, и способности, которые стоило бы использовать вполне рационально.
— Какие советы вы могли бы дать людям пожилого возраста, чтобы они могли как можно дольше сохранить свое здоровье?
— Не секрет, что состояние здоровья пожилых украинцев ухудшается, к сожалению, у них банально нет денег на лекарства. Однако, если человек встретит старость в лучшем состоянии здоровья, то, естественно, будут меньшими траты на врачей и лекарства. Тут должна быть личная заинтересованность и людей, и государства в сохранении здоровья людей, чтобы они достигали пожилого и старческого возраста в здоровом состоянии. Давно известно, что профилактика, предупреждение болезней, ранняя диагностика позволяют сэкономить намного больше средств и государству и людям, по сравнению с расходами на лечение заболеваний, выплату больничных, выплату пенсий и пособий по инвалидности. Повторю, это расходы государства, как и содержание клиник, домов для престарелых, домов инвалидов. Естественно, намного меньше расходов на обслуживание пожилого человека, если он относительно здоров или лечение можно организовать дома.. Да и государству не надо будет оплачивать койки, электричество, другие коммунальные услуги в больницах или учреждениях медико-социальной помощи.. Еще раз подчеркиваю — очень важно, имея в виду социальные последствия, чтобы люди были здоровы и в старости.
— То есть, государство должно в первую очередь быть заинтересовано в здоровье пожилых людей?
— Государство и власть должны быть заинтересованы в том, чтобы люди были здоровы. Чтобы государство, власть или чиновники получали деньги не от откатов на лекарства или что-то еще, а серьезно занимались охраной здоровья. Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы нация была здоровой. Естественно, надо и детьми заниматься, и родовспоможением, и т. д. К сожалению, сейчас почти исчезла профилактика как направление нашей медицины, как политика в сфере здравоохранения нашего государства. Нет профилактики, нет групп здоровья, нет возможности за минимальную плату посещать стадионы, бассейны и т.д. От того, что государство выделяет все меньше и меньше денег на больницы, питание, медикаменты – это же кошмар! У нас клинике института на питание выделяется до 4, 5 грн в сутки на больного. Примерно столько же – на медикаменты. Зная реальные цены в аптеках, можно сопоставить, что можно купить на такую сумму. В то же время у нас должна быть вроде бы бесплатная медицина, согласно Конституции, бесплатное здравоохранение. Тут возникает много проблем.
— Владислав Викторович, что означает понятие «исчерпан жизненный ресурс», когда человек умирает по естественным причинам?
— Естественных причин смерти, как таковых, нет. Мой руководитель — академик Фролькис – в свое время любил приводить такую аналогию, что старость подводит человека к пропасти, но в пропасть его сталкивает все-таки болезнь. В свое время мы изучали старение долгожителей. Были у нас очень хорошие контакты с регионами долгожительства в бывшем Советском Союзе – это Азербайджан, Абхазия, Грузия. Был один грузинский профессор, который на протяжении последних лет жизни долгожителей «сопровождал» их до самой смерти – он контролировал их состояние здоровья, приезжал к ним домой, измерял артериальное давление и пр. В большинстве случаев эти долгожители умирали от воспаления легких. Это развивалось в результате того, что функциональные, защитные возможности организма и иммунитет резко снижены. На фоне этих сниженных возможностей цепляются разные болячки – в основном это острые заболевания. Конечно, хронические заболевания развиваются раньше — это артрозы, артриты, снижение памяти, возможностей центральной нервной системы, мышечной системы. Сейчас, к слову, одним из актуальных направлений гериатрии является изучение саркопении в пожилом и старческом возрасте.
— Что такое саркопения?
— Саркопения – это уменьшение количества и силы мышц, когда мышц становится меньше, человек слабеет, он может потерять равновесие и упасть на ровном месте. Перелом шейки бедра, кстати, может быть следствием слабости мышечной системы. Говоря о костной ткани, отмечу, что в организме есть системы разрушения и строительства кости. В молодости, лет до 25, происходит накопление костной массы. С возрастом соотношение меняется не в пользу строительства. Костная ткань теряется, кость становится более хрупкой, ломкой. А перелом шейки бедра приводит к тому, что человек прикован к постели и возникают условия для развития застойной пневмонии, тромбозов. В результате человек умирает от воспаления легких, а не от перелома шейки бедра. Вопросы старения и возрастной патологии – это комплексные вопросы.
— На какие процессы положительно может повлиять геронтология?
— Геронтология изучает не только болезни, но и нормальное старение и методы воздействия на процессы старения. К нам иногда приходят пациенты с вопросом, как можно омолодиться. Могу сказать, что омолодиться пока мы не можем. Однако можем замедлить старение. Заслуга геронтологии, и нашего института тоже, в том, что найдены способы, которые могут замедлить процессы старения как центральной нервной системы, так и сосудистой, опорно-двигательного аппарата. Если вы замедляете процессы старения, то отодвигаются и сроки развития возможных возрастных заболеваний.
— Какие схемы лечения применяются в вашем институте?
— Важное направление нашей работы – это увеличение продолжительности жизни с помощью фармакологических ( лекарственных ) и нефармакологических подходов. К последним относятся ограниченное, но качественное и полноценное питание, физкультуру ( но не спорт высоких нагрузок ). Физические упражнения, умеренные нагрузки на мышцы, на сердечно-сосудистую и легочную системы, — позволяют замедлить развитие каких-то патологических процессов в организме. Более того, и это также разработка нашего института, при определенном режиме умеренных физических нагрузок людям с патологией сердечно-сосудистой системы можно продлить жизнь. Различные схемы лечения включают и такую, как добавление, к примеру, пептидов. Уменьшение смертности среди тех больных, которым наряду с другими сердечнососудистыми препаратами давали пептиды, уменьшилась почти в 1,5 раза (наблюдение длилось 15 лет). У нас в Институте геронтологии создавались многие лекарства и продукты для лиц старческого возраста. В частности, тот же геролакт, который в свое время у нас купила Дания. Сейчас после завершения срока лицензии геролакт вернулся к нам, и мы опять его выпускаем.
— С какой периодичностью нужно проходить профилактическое лечение?
— Все зависит от той или иной склонности к каким-либо заболеваниям. Какой-то препарат нужно назначать раз в полгода – прокапать или принимать курс в виде таблеток. Можно раз – в один-два года. Все индивидуально и зависит, что вас беспокоит и какие препараты использовать. Есть препараты (например, назначаемые при гипертонической болезни, при болезни Паркинсона), которые приходится принимать всю оставшуюся жизнь. Если говорить об относительно здоровых людях, то профилактику надо проходить в пожилом возрасте раз в год.
Призываю всех заниматься своим здоровьем. Когда говорят: пусть государство все сделает, то надо понимать: такого не будет. Ваше здоровье зависит от вас: даже при самых хороших условиях кто-то пойдет и пропьет свою пенсию, а кто-то пустит ее на свое здоровье. Все зависит от самого человека.