Закон «О жилищно-коммунальных услугах», принятый накануне Верховной Радой, эксперты уже окрестили грабительским, назвав его «наглым изнасилованием» страны. Отныне предписывается жильцам многоэтажек оплачивать долги своих соседей. Жителям дома придется скидываться за того, кто не платит за «коммуналку», дабы компенсировать фирмам — поставщикам услуг убытки. С принятием этого закона вводится плата за обслуживание, которую ранее обещали отменить. Абонплата возвращается, и это значит, что из тарифа на воду и тепло для жильцов многоэтажных домов выделят расходы на содержание абонентских служб. О не очень приятных новациях в жизни украинцев в связи с принятием данного закона корреспонденту ГолосUA рассказал депутат Киевсовета от ВО «Батькивщина» Владимир Бондаренко.
— Владимир Дмитриевич, какую оценку можно дать новому закону о «О жилищно-коммунальных услугах»?
— Закон «О жилищно-коммунальных услугах», принятый 9 ноября Верховной Радой, не отвечает интересам общества и граждан Украины. Граждане Украины отныне будут защищены только общественными организациями. Киевсовет, согласно этому закону, не сможет защищать граждан. Так, например, в ОСББ есть управляющий и правление, только с ними нужно будет решать вопросы, в том числе и в суде. Органы самоуправления фактически отстранили от влияния на монополистов. Подчеркну, что проблема жилья – это проблема не только Верховной Рады, общество должно быть подключено к реальному влиянию на эти процессы. Между тем общество никак не отреагировала на проблему ОСББ, в обществе не была отработана эта проблема комплексного принятия жилья как места проживания украинцев. Такой дискуссии в общества не припоминаю. Широкого обсуждения этого вопроса не было, потому что нет заинтересованности. Нынешняя власть нашла возможность чрезвычайно острую социальную проблему, которую представляет жилье и его эксплуатация, канонизировать.
— Каким образом власти удалось найти возможность узаконить острую социальную проблему?
— Острую социальную проблему с огромными тарифами на коммунальные услуги власти удалось канонизировать с «помощью» института субсидий — таким образом, чтобы монополисты продолжали получать деньги из государственного бюджета в виде субсидий. Такой ужасный уровень субсидий, который существует в Украине сейчас, просто поражает. 80 процентам жителей Украины из бюджета компенсируют затраты на коммунальные услуги. А бюджет – это наши с вами деньги, это деньги, которые могли бы пойти на что угодно, а они идут прямо монополистам в карманы — поставщикам газа, собственникам тепловых котельных и т.д. Безусловно, монополистам значительно легче, не надо с граждан собирать эти деньги, просто в виде субсидий эти деньги направляются прямо в карманы этих отдельных представителей нашего общества, не буду называть их фамилии. Таким образом?придумана схема, как не довести до социального взрыва, но вместе с тем обдирать каждого гражданина Украины до нитки. У нас не финансируются нормально ни медицина, ни школы, ни спорт, ни культура. Так вот эти деньги могли бы пойти на эти обделенные сферы, в том числе, к слову, и на термоизоляцию жилых помещений. Субсидии — это то, что мы сейчас имеем в Украине, имеем продолжительный период времени. Кстати, нам власти пообещали, что сделают капитальный ремонт жилых домов за государственный счет, а потом передадут их на баланс граждан – собственников жилья, которые в дальнейшем будут содержать свои дома за свой счет. Вроде бы нормально, но до сих пор это обещание не выполняется.
— Нарушается ли в Украине равноправие касательно размера тарифов для тех или иных домой?
— Сначала надо расставить точки над «i», понять, о каком жилье идет речь. Наши люди живут в разных условиях. Это и частные жилые дома в городах, построенные во время хрущевских экономических экспериментов, и жилье в сельской местности. Село в то время было построено на 80%. Мы продолжаем критиковать Никиту Сергеевича, но до сегодняшнего дня селяне живут в тех домах. Частично оно, может быть, уже перестроено, частично – газифицировано, электрифицировано и т. д. Но это жилье остается частным. В городе частное жилье объединено в ЖКХ и ОСББ. Эта коллективная форма собственности, но с частным нюансом. Разумеется, есть другое жилье – его называют «радовским» жильем (служебное жилье. – Авт.). Оно находится на балансе местных советов, это жилье, к слову, может быть и частично приватизированное. Люди там также живут в квартирах, и Рада может немалый финансовый ресурс направлять на этот сектор жилья. Это с точки зрения, кому что принадлежит. Идет дискриминация по отношения к домам, которые сегодня являются ЖКХ и ОСББ. В Киеве таких домов больше 1200. Десятая часть домов в столице находится в ОСББ. Но если посмотреть, как финансируются эти дома, то в частном жилье, в этих ОСББ люди своими деньгами оплачивают все коммунальные услуги. В «радовских» домах все затраты, а также капитальный ремонт покрываются за счет бюджетных денег. Таким образом, происходит дискриминация. Это вызвало разногласия среди депутатов по отношению к процессам, которые происходят, например, в столице.
— Можно ли обеспечить справедливый учет потребления коммунальных услуг?
— Жилье должно выполнять целый ряд современных услуг. Эти услуги должны быть стандартными. Допустим, как считать нормальным отопление дома, если туда еле-еле доходит тепло и батареи в квартирах почти не греют. Стандарты выписаны в части документов, особенно ведомственных документов. Этих стандартов необходимо придерживаться и необходимо также контролировать их выполнение. Необходимо вести учет поступления тепла на весь дом, который получает эту услугу в соответствии со стандартом. Что получает каждая квартира, это уже отдельный вопрос. Также необходимо вести учет потребления газа. Между тем в Киеве очень маленькая часть домов имеет газовые счетчики. В связи с этим возникает вопрос: почему и по какому закону эти газовые счетчики должен устанавливать гражданин за свои деньги? Когда вы приходите в магазин, вы с собой не несете свои весы, вы покупаете колбасу, которые вам взвешивает приборами, которые есть в магазине. Было бы справедливо, если бы поставщики услуг по теплу, по газу, электричеству, воде обеспечивали необходимый учет, и тогда будет понятно, стоит ли судиться и отстаивать свои права. Услуги должны качественно фиксироваться, потому что есть счетчики, есть параметры и стандарты. Вот всего этого, к сожалению, в новом законе о ЖКХ комплексно не –отображено. Он снова-таки «рассыпанный» в кое-каких аспектах.
— Почему поставщики имеют право снимать деньги за не предоставленные услуги?
-Собственно, это вопрос, касающийся введения абонплаты. Справедливый вопрос: как можно взять с человека деньги, если он получил никакой услуги? Человек, допустим, купил квартиру, за все трубы, которые туда подведены, уже заплатили строители, выполняя технические условия на застройку, поскольку все эти вещи должны быть доведены до потребителя. Эти все трубы, коммуникации вошли в цену квартиру, за которую уже заплатил человек. А теперь ему говорят: а вот мы будет с вас брать абонплату за услуги, которые вы не потребляли. Так было по газу. Вы помните, какую бурю негодования это вызвало у людей.
Помнится, этим летом дома киевлян надолго отключали от горячего водоснабжения, тогда ахметовские структуры, поскольку им невыгодно летом подавать горячую воду без включенного отопления, отключили ТЭЦ-6. Летом терроризировали весь город отключением горячей воды. Так вот, если б законом были прописаны штрафы для поставщиков услуг, то любой киевлянин мог бы заявить: вот у меня три дня не было горячей воды – компенсируйте мне в 3-кратном размере все неудобства, тогда бы таких ситуаций не повторялось. Коммунальная отрасль локальная, нет водопровода на всю Украину, он есть в Киеве, в Жмеринке, в Конотопе, в других городах. Государственный контроль должен быть, но его нет. Местную власть вроде бы отодвинули, они могут только второстепенные методы использовать, землю не давать, допустим. Выходит, граждане остались один на один с монополистами, с Ахметовым и Фирташем. Кстати, на местном уровне какой-то бизнесмен может выкачивать из госбюджета любые деньги, установив свои тарифы на услуги, тогда как весь город побежал за субсидиями.
— Как вы считаете, появится возможность устанавливать счетчики учета тепла в домах старой постройки?
— Это проблема, которую решить не так просто. Через какое-либо жилое помещение проходят несколько стояков центрального отопления. У кого-то одного отключить отопление технически невозможно и, соответственно, нельзя установить индивидуальный счетчик учета тепловой энергии. Разумеется, в новых домах другая разводка, поэтому действительно отдельную квартиру там можно отключить от центрального отопления. В старых домах технически очень трудно это сделать. В Европе в старых домах установлены счетчики тепла, но дело в том, что там стоят параллельные системы, поэтому там это сделать проще. У нас пока этот вопрос решить технически невозможно. В перспективе это можно сделать, если провести техническое переоснащение квартир, ввести запрет стандарта, который предусматривал только горизонтальную разводку этих услуг. Повторю, финансово это сделать очень дорого. Там огромный комплекс не очень простых вопросов.