Марина Иванова
08:00 07/12/2016

В. Гунишев: «Расследование трагедии в Княжичах должно закончиться через две недели»

Ночью 4 декабря во время спецоперации Нацполиции Украины и спецподразделения КОРД в с. Княжичи на Киевщине из-за непредвиденных обстоятельств произошла перестрелка полиции с государственной службой охраны, во время которой погибло 5 правоохранителей. На время проведения расследования обстоятельств трагедии исполняющий обязанности руководителя Национальной полиции Украины Вадим Троян отстранил трех руководителей подразделений правоохранителей. Также отстранен весь личный состав, который принимал участие в операции. Такое решение принято руководством ведомства для обеспечения полного и всестороннего расследования, сообщает пресс-служба полиции. О том, почему возникла ситуация, при которой погибли правоохранители различных подразделений, корреспондент ГолосUA беседовала с Виктором Гунишевым — экспертом по ворпосам безопасности, бывшим сотрудником угрозыска, много лет занимавшимся оперативной работой.

— Виктор, какие версии трагедии в Княжичах больше похожи на правду?

— Тут можно остановиться на двух моментах. Первый момент — это колоссальный непрофессионализм. Москаль заявил по телевидению, что не было составлено никакого плана. Но это же — «отсебятина»! Этим со стороны уголовного розыска должен был заниматься не лейтенант или старший лейтенант, а, хотя бы, подполковник или полковник, начальник отдела. Второй момент — вот эта перестрелка. Из СМИ я получил информацию, что люди умерли от полученных травм головы. Если бы стреляли из автомата, там бы все разлетелось. Значит, выстрелы производили из пистолета и сравнительно близкого расстояния. Однозначно, видели, в кого стреляют. Очень жаль погибших людей. Но за этим чувствуется что-то немного нестандартное для проведения подобной операции. Похоже, что кому-то что-то было очень нужно, и эти ребята почему-то очень сильно помешали.

— Говорят об изъятии какого-то компромата, рэкете и так далее…

— Я не «сижу» в этом деле, многого не знаю, поэтому судить мне тяжело. Мы не можем предъявлять какие-то претензии к МВД, возможно, какую-то информацию и не следует разглашать. По крайней мере, на данном этапе. Из личного опыта скажу, что журналисты нам часто мешали. Единственное, что можно констатировать: госохрана выехала на место ЧП, на сработку законно, правомерно, сработала сигнализация, они и прибыли. Они увидели следы у дома, двух «гражданских», пригласили их в машину. Потом вчетвером сидели в машине и объяснялись, по какому они тут вопросу. До этого момента все понятно. А вот дальше кому-то что-то не понравилось, началась стрельба. И их всех четверых, извините, «убрали». Кто ее первый начал, кто еще из каких подразделений полиции там находился, неясно. Кому это было надо, следует разбираться. Можно только предположить, что там еще были люди. Также из СМИ известно, что на чьих-то женах числятся эти дома, где все случилось, а другие дома пустуют. И возникает вопрос — а кому это было нужно, кто был в этом заинтересован? Отсюда и надо «плясать».

— Как обычно проводятся служебные расследования в подобных случаях?

— Расследование обязательно должно проводиться. Обычно оно идет недолго — этим занимаются профессионалы. Думаю, десяти дней для этого достаточно. Очень многое зависит от экспертиз, трассологической и других. Будут определять, под каким углом шли пули, кто мог стрелять, из какого оружия. То есть, все будет длиться где-то около двух недель после случившегося или после назначения этих экспертиз.

— Вы говорили о непрофессионализме, как о главной причине этой трагедии…

— Вообще, в МВД такой непрофесионализм руководства и нижестоящих кадров… К подобным операциям пишется план, за него отвечает определенный человек, проводятся инструктажи. Конечно, в плане все предусмотреть невозможно. Там было представлено три службы — КОРД, розыск и госохрана. Они должны уметь ориентироваться на местности и в ситуации. А этого тут явно не было.

— Эксперты говорят, что госохрану должны были предупредить еще на въезде в Княжичи. Да и заранее узнать, какие дома стоят на охране, тоже было возможно?

— Сориентироваться в четыре часа ночи, когда половина дач пустует, очень сложно. Но это, конечно, нужно было предусмотреть в плане. И за этот пункт должен был отвечать конкретный Иванов или Петров. План, утвержденный высшим руководством, должен был быть. Это не так просто — киевским сыщикам выехать на место без согласования с областью, там очень много таких нюансов и «ляпсусов».

— Бывали ли в вашей практике подобные случаи?

— Бывали. Были случаи на грани срыва, к которым я в свое время был причастен. Но провальных я не знаю. Всегда в последний момент люди могли сориентироваться. Профессионализм это и предусматривает. Нет рецепта для раскрытия каждого преступления, но есть определенные правила, которые надо соблюдать. На первый взгляд одинаковые ситуации могут обернуться по-разному.

— Какие головы в МВД могут полететь?

— Было бы хорошо, если бы полетели те головы, которые действительно в этом виноваты, чтобы «под раздачу» не попали нормальные ребята. Вообще, основу милиции составляет следствие и оперативные службы. Все остальное — это приложение. А мы начинаем с приложения. Главная служба в данном случае — это розыск, следствие и руководство определенных подразделений.

— Вы имеете ввиду реформирование системы МВД?

— Конечно. Я хоть и ветеран, но не хочу сказать, что вода была раньше более мокрой. Но существуют правила в раскрытии любого преступления. Они должны соблюдаться. И если мы говорим о плане, все должно быть расписано конкретно, с конкретными лицами, все должны быть проинструктированы. Но обязательно и подготовлены профессионально. Здесь этого не было. Очень жаль людей — погибли молодые мужчины. 

Читайте также по теме