Марина Иванова
07:00 13/05/2016

В.Карасев: «Луценко станет прокурором-«камикадзе»

12 мая парламент принял законопроект № 4645. Этим документом предлагается разрешить назначать генпрокурором лицо, не имеющее профильного высшегообразования и опыта работы в отрасли не менее пяти лет. Авторы законопроекта утверждают, что документ позволит создать генеральную инспекцию, которая очистит прокуратуру от коррумпированных кадров. Отмечается также, что законопроект урегулирует законодательную коллизию, возникшую после 15 апреля 2016 года, когда все начатые расследования, в том числе и дело Майдана, должны быть переданы в Государственное бюро расследований, находящееся в стадии формирования. Законопроект также переносит до 15 апреля 2017 года вступление в силу прокурорским самоуправлением. Президент Петр Порошенко, вслед за спикером Верховной Рады Андреем Парубием, уже подписал закон № 4645 и предложил назначить генпрокурором Юрия Луценко. О том, к каким изменениям в ГПУ это приведет, корреспондент ГолосUA  узнавала у директора Института глобальных стратегий Вадима Карасева.

-Вадим Юрьевич, что изменится в Генпрокуратуре после принятия этого документа?

-Отвечу коротко: изменится руководство.

-И все?

-А дальше посмотрим. Но, учитывая навыки нового генпрокурора и его талант к публичной политике, в области пиара и самопиара, можем рассчитывать на определенные изменения. Прежде всего, на то, что публичное освещение процесса реформирования прокуратуры получит новое дыхание. Прокуратуру будут реформировать, по крайней мере, в медийном пространстве, в информационных сообщениях, в разного рода политических и публичных речах. Очевидно, для того, чтобы нейтрализовать негативные эффекты от способа избрания нового генпрокурора, будет дан импульс резонансным судебным процессам, которые сейчас приторможены и приглушены. Но их могут реанимировать, не столько с правовой, сколько с политически-правовой точки зрения — чтобы снять все сомнения, негативные настроения и подозрения относительно избрания Юрия Витальевича Луценко генпрокурором. Поэтому первые сто дней прокуратуры будут громкими. С громкими делами, процессами, а, возможно, даже с громкими посадками. И тогда многие из тех, кто сегодня критикует способ избрания нового генпрокурора, критикуя исполнительную и президентскую власть, должны притихнуть и успокоиться.

-А реальные реформы в ГПУ будут проводиться?

-А что такое реальные реформы?

-Изменится ли способ назначения прокуроров, произойдет ли очищение прокуратуры от коррумпированных кадров?

-Для этого есть законы, по которым нужно работать. Прокуратура не нуждается в гигиене, если уж говорить об очищении. Нужно заниматься не чистками, а реформированием прокуратуры. Ведь дело не в людях, а в системе, стимулах. Система даже из самого хорошего человека может сделать взяточника и коррупционера. Необходимо создать условия, чтобы людям выгодно было бороться с коррупцией, а не ее покрывать. Это и зарплаты, и социальный пакет, а также общественный и парламентский контроль. Прокуроры тогда станут служителями закона, когда в стране будет верховенство права. Если этого нет, они служат закону, который является инструментом в руках политики. Пока это присутствует, у прокуроров нет стимулов защищать права и свободы граждан Украины. Вот что такое реальные реформы. У нас много молодых политиков, которые ничем не отличаются от старых, достаточно лишь вспомнить команду Черновецкого. Чуть ли не двадцатилетние пришли тогда к власти, ну и что? Проблема реформирования прокуратуры не демографическая, это — не проблема поколений. Сегодня правовые институты, в том числе и прокурорские, «заточены» на политику.

-Почему для Президента так важно было принятие закона о прокуратуре именно сейчас?

-Пока еще любой генпрокурор будет некоторое время не слугой закона, не главным законником страны, а агентом высшего политического руководства в правоохранительных органах. Президент прекрасно понимает, что за один день правовая система в стране не утверждается. И даже не учреждается. Поэтому, если не будет «его» генпрокурора, он будет чьим-то другим, какого-нибудь олигарха. Он не может быть незаангажирован политически в нынешней системе.

-Сможет ли политически заангажированый генпрокурор провести реальные реформы?

-Одно дело, если бы это был генпрокурор какого-то олигарха… Он в какой-то мере заангажирован Президентом, но за него проголосовал и парламент. А депутаты и Президент — это избираемые должности. Поэтому тут есть какая-то относительная прозрачность и процедурность. И есть проблема политической ответственности. Ведь ответственность за нового генпрокурора будет нести Президент и те, кто за него голосовал, не говоря уже о самом генпрокуроре. Это вам не Британия, США и даже не Франция. У нас еще какое-то время нужны компромиссы, чтобы создать систему права. Генпрокурор на данном этапе не может быть политически независимым.

-А предыдущие генпрокуроры от кого были зависимы?

-И от Президента, ведь он подает кандидатуру, и от парламента.

-Что же сегодня меняется?

-Юрий Луценко берет на себя большую ответственность: он может либо «сжечь» свою политическую биографию и репутацию окончательно, либо, наоборот, сможет провести реформы. И создать систему права, в чем и состоит ответственность генпрокурора. И, таким образом, может стать политически менее ангажированным. 

Читайте также по теме