Украинское правительство потратит на ремонт и строительство дорог 240,6 миллиардов гривен за три года, согласно Бюджетной декларации на 2022−2024 годы. ГолосUA решил спросить у эксперта по вопросам транспорта Вячеслава Коновалова, хватит ли этих средств для полноценного ремонта дорог, а также в каком состоянии находятся наши транспортные артерии.
— Кто разрушает украинские дороги?
— Основная причина плохих дорог — нарушение автоперевозчиками весовых норм на дорогах. Вместо предельных 24 и 40 тонн, по дорогам нашей страны ездят фуры с общей массой 60-70 тонн.
— На многих украинских дорогах асфальт сходит со снегом, почему так происходит? Не говорит ли это о том, что ремонт выполняется некачественными материалами?
— Действительно, многие материалы у нас плохого качества. Кроме того, в стране наблюдается дефицит некоторых из них. В частности, у нас есть проблемы с наличием битумов. За последние несколько лет мы в 1,5 раза увеличили их потребление. Кстати, поставки битума в Украину были из Беларуси. Сейчас у нас возникли проблемы с Беларусью. Поэтому возникает вопрос, смогут ли найти этот битум.
— В Минфине заявили, что Украина потратит на дороги за три года 240 миллиардов гривен, хватит ли этих средств?
— В Минфине на ремонт дорог ранее обещали выделять по 150 миллиардов гривен ежегодно. Теперь говорят о 240 миллиардах гривен на три года. То есть, сумма на ремонт дорог сократилась практически в два раза: по 80 миллиардов в год. Вместе с тем остается открытым вопрос капитального ремонта дорог.
— Сколько нужно в год выделить средств для того, чтобы по всей Украине сделали капремонт дорог?
— Для того чтобы провести капремонт всех дорог, необходимо в год выделять 150 миллиардов гривен, а не 80 миллиардов. Тогда все отложенные ремонты можно будет запустить.
Еще один вопрос — где взять эти деньги. Даже если их будут выделять международные организации, на местах их просто не смогут освоить. Кроме того, нужен серьезный контроль над выполнением работ. Напомню, что экс- министр транспорта Омелян обещал создана многослойная система контроля над строительством и ремонтом дорог. Для этого была создана организация, которая толком не заработала.
— В каком состоянии находится большинство украинских дорог?
— Около 70% украинских дорог находятся в плохом состоянии. Остальная часть — в удовлетворительном состоянии. Приведу в пример Одесскую трассу, которую постоянно ремонтируют. Это происходит, потому что в некоторых местах ее ремонт выполняется регулярно, а в некоторых нет. В итоге после длительной эксплуатации дорога приходит в негодность. Для того чтобы дороги находились в хорошем состоянии, нужно делать полный капитальный ремонт, а не лоскутный или ямочный.
— В каких областях самые плохие дороги?
— В самом плохом состоянии дороги находятся в Донецкой и Черкасской области. Наряду с этим в Украине практически не строят новые дороги. Это связно с тем, что у нас до сих пор нет платных дорог. Если бы в Украине ввели систему платных дорог, то к нам бы зашли частные компании и построили бы их. Но Украина пока не может завлечь частные компании: у инвесторов нет доверия к нашему правительству.
— Это происходит из-за коррупционной составляющей?
— Да. Например, в Черкасской и Кировоградской области чиновники неоднократно были замешаны в коррупционных скандалах, связанных с ремонтом дорог. Им выделяли деньги, а они их просто положили на депозит.