После недавнего обвала гривны, повышением цен уже никого не удивишь. Растут коммунальные тарифы, дорожают услуги почты, поднимаются цены на продукты и товары первой необходимости. Совсем недавно подорожал и проезд в столичном коммунальном транспорте, после чего частные перевозчики мгновенно привели «прайсы» своих услуг в соответствие с его новой стоимостью. Однако, похоже, не за горами и новый виток цен на проезд в маршрутках. Постановлением Кабинета министров № 240 отменено государственное регулирование тарифов на пассажирские перевозки, кроме железнодорожных. О причинах такого решения корреспондент ГолосUA расспросила эксперта по вопросам транспорта Вячеслава Коновалова.
-Вячеслав, на какие виды перевозок и насколько могут подняться цены?
—Это постановление обязательно приведет к росту тарифов на проезд от 20-30% до 50%. Подорожает проезд в автотранспорте — маршрутках, автобусах. Но постановление Кабмина легализует «беспредел» в этой сфере, который и так уже существует. Так, в Киеве повышение цен на проезд в муниципальном транспорте было совершенно незаконным, а маршрутки «в ответ» синхронно и абсолютно незаконно подняли тарифы. К тому же, в поминальные дни вообще назначались необъяснимые цены за «спецрейсы» — по 6 гривен за проезд в маршрутках, которые отправлялись на кладбища. Причем, на таких «спецрейсах» пассажиров в обязательном порядке заставляли наперед оплатить обратный проезд.
— Какими будут последствия решения отменить госрегулирование цен на проезд в автотранспорте?
— Думаю, в ближайшее время это приведет ко множеству скандалов. Например, доехать в Полтаву сейчас стоит 150 грн., а водитель автобуса станет требовать с пассажиров 200 грн.. Жаловаться им некуда — действует постановление Кабмина № 240. Вот такой будет «рынок», похожий на Дикий Запад. Цены на проезд начнут не прогнозируемо колебаться. Станут возникать и вовсе абсурдные ситуации: водитель сможет сделать своему родственнику «скидку», а всем остальным проезд будет обходиться дороже.
К тому же, ранее существовало так называемое «ГАИ» Минтранса, отлавливающее нелегальных перевозчиков. Какое-то время эта служба, плохо ли, хорошо ли, но работала. Однако пришло новое правительство, ввело дерегуляцию, отменило проверки бизнеса. И «нелегалов» теперь наказать практически невозможно. Местные власти пытались проводить конкурсы перевозчиков на определенных маршрутах. Сейчас эти комиссии практически не работают, пассажирам на нарушение своих прав жаловаться некому.
-Если возникнет сговор перевозчиков, Антимонопольный комитет сможет как-то ему противостоять?
-Конечно, сможет — при наличии политической воли. Но пока ее нет. Более того, главу АМКУ уже год не могут назначить.
-По словам экспертов, цены на маршрутки «взлетят» в регионах с низкой конкуренцией среди перевозчиков. Уточните, где именно?
-Прежде всего, в сельской местности. Там люди пострадают больше всего, несмотря на то, что цены на сельские маршрутки уже и так «взлетели».
Раньше с перевозчиками существовала определенная негласная договоренность: государство «закрывает глаза» на то, что они не платят налоги, в то же время, обеспечивая хоть какие-то социальные перевозки. А сейчас это просто по определению отменяется. И кто что хочет, то и будет творить. Полностью «срезается» социальная составляющая этого вида транспорта.
-При каких условиях решение правительства могло бы пойти на пользу рынку перевозок?
-В случае, если рынок уже развит. Должна действовать мощная система муниципального транспорта. В Киеве существуют маршрутки, которые не поднимали цены, считая их рентабельными. Есть и такие, у кого протяженность маршрута короче, но они взвинтили цены вдвое. И альтернативы, то есть, коммунального транспорта, по этим направлениям нет.
Чтобы исправить ситуацию, нужно «вывести на свет» все теневые схемы, наладить эту работу. Мэр Киева обещал, что после повышения тарифов увеличится количество автобусов на линии, будет «суперклассное» метро. Но ничего подобного не происходит. Транспорт стал лишь хуже, и — более дорогостоящим. Боюсь, что это может привести к самым непредсказуемым последствиям, вплоть до бунтов пассажиров.