Новый канцлер Германии Олаф Шольц вступил в свою должность и успел пригрозить Российской Федерации необратимыми последствиями в случае военного вторжения в Украину. ГолосUA решил разобраться, как теперь будут складываться отношения между Киевом и Берлином, спросив об этом политолога, директора Центра исследований проблем гражданского общества Виталия Кулика.
— Как новый канцлер Германии изменит украино-немецкие отношения?
— Новая «красно-желто-зеленая» коалиция в Бундестаге, которая образовалась по итогам выборов в Германии, специфическая. Т.н. коалиция «светофора» представлена разновекторными политическими силами, которые не имеют связанную друг с другом повестку. Тем не менее, социал- демократы, которые получили основные должности в правительстве, будут формировать с новым канцлером внешнюю политику, но она существенно не будет отличаться от курса, проводимого Ангелой Меркель. При этом участие Германии в урегулировании конфликта на Донбассе и больших эконмических проектах будет сопровождаться поиском новых форм диалога и синхронизацией позиции Украины с ФРГ. Ранее руководство нашей страны ориентировалось на окружение Меркель, то есть вело диалог с одной политической силой. Сейчас взаимодействие с Германией усложнится, потому что нужно будет считаться со всеми участниками коалиции «светофора» — свободными демократами, социал- демократами и «зелеными». Это достаточно сложно, если учесть разнообразие групп влияния у «зеленых» и социал-демократов. Ситуация будет требовать филигранности нашей дипломатии и выстраивания диалога на уровне политических партий двух стран. Только тогда можно будет говорить о полном успехе украино-немецкой политики.
— Германия препятствовала вступлению Украины в НАТО. Поменяется ли что-то с приходом Шольца?
— Вопрос членства Украины в Североатлантическом Альянсе не завязан на одной Германии. Тут необходим консенсус, как среди стран-членов НАТО, так и политических сил в ЕС. Вообще, у Украины по линии НАТО есть более последовательные оппоненты, чем Германия. Венгрия ставит интеграцию Украины в ЕС и НАТО в зависимость от собственных национальных корпоративных интересов. Поэтому я бы смотрел прежде на угрозы, которые исходят от наших соседей. Германия же сегодня лояльно смотрит на устремление нашей страны в Альянс. Однако руководство ФРГ остается реалистом в этом вопросе.
— Сможет ли Украина стать членом НАТО в ближайшие 10 лет?
— В текущих условиях нет. Однако все может измениться: тут все зависит от действий украинского руководства, а также расклада геополитических сил.
— Нужна ли новая переговорная площадка по урегулированию конфликта на Донбассе?
— Минск, как площадка, полностью себя исчерпал из-за обострения отношений между Украиной и Беларусью. Более того, на данный момент формула минских переговоров в Трехсторонней контактной группе также иссякла и требует «нового дыхания». Очевидно, что дефицит диалога и отсутствие прогресса дает возможность другим заинтересованным странам взять на себя роль медиатора и дать площадку переговорщикам.
— Хорватия официально поддержала вступление Украины в ЕС. Последуют ли ее примеру другие страны?
— Хорватия присоединилась к ЕС относительно недавно. Уровень жизни в ней достаточно высок, если сравнивать с Украиной. Также в Хорватии другая ситуация по борьбе с коррупцией и проведением экономических реформ. Наряду с этим, страна готова взаимодействовать в рамках различных инициатив Евросоюза, начиная от энергетики и заканчивая экономическими проектами. К сожалению, этого не скажешь об Украине. Наша стана должна перестроить энергетическую систему, перейти на европейскую, обрубив связи с Беларусью и Россией. Но тут есть риски, связанные с дефицитом газа, угля и электроэнергии. Еще одним условием для интеграции в ЕС является нормально функционирующая банковская система. Также нужно улучшать инвестиционный климат и бороться с коррупцией. Однако вместо истории успеха, у нас происходит «отжим» собственности, а международные инвесторы подают судебные иски против Украины. Пока мы не решим эти задачи, говорить об ускорении членства Украины в ЕС не приходится, хотя не исключаю, что все может измениться. И речь тут идет о внутренней ситуации в РФ, позиции Запада и смене политического курса США. На данный же момент привязываться к каким-либо срокам по членству в ЕС не стоит. Это гадание на кофейной гуще.