Наталия Юрчук
06:00 22/09/2014

В. Михайленко: «В столице более 30 скандальных застроек, но на градостроительство Киевсовет фактически не влияет»

Киев всегда называли зеленой столицей Украины. Но за последние годы любимый киевлянами и туристами город изменился до неузнаваемости: вместо зеленых зон – бетонные коробки небоскребов, а вместо парков, скверов и лесов – как монстры повырастали торгово-развлекательные комплексы. По словам активистов, Киев постепенно превращается в большое село, а с новым Генпланом столицу и вовсе планируют закатать в бетон. ГолосUA расспросила главу рабочей группы по застройке массивов Сырца и Оболони Владислава Михайленко о том, почему Киевсовет до сих пор не вынес на рассмотрение новый проект Генплана-2025, кто является самым скандальным киевским застройщиком и что городская власть собирается делать с замороженными стройками. 
 — Владислав, почему Киевсовет до сих пор не вынес на рассмотрение новый проект Генплана-2025?
 — На данный момент этот вопрос — очень противоречивый и вызывает сильнейшее социальное напряжение. У нас уже был один генплан, который был принят в спешке. В его адрес было направлено очень много обвинений в том, что в городе порезали множество зеленых зон и акваторий. Поэтому к вопросу нового генплана нужно отнестись более ответственно. С июня месяца в Киевсовете работает действующая рабочая группа, которая прорабатывает вопрос генплана. На заседаниях группы постоянно присутствует общественность, эксперты, строители и архитекторы.
В принципе, к генплану должен быть один согласованный подход. Если вдаваться в историю, то далеко не во всех странах и городах есть проект развития городов. Например, у США, Германии, Китая или Грузии нет генпланов, зато есть зоннинг города. И один из основных вопросов, который сейчас поднимается в рабочих группах, это то, что в Украине также можно сделать отдельно генплан, а отдельно зоннинг. Или зоннинг в рамках генплана. То есть, нужно отработать подход, который даст нам возможность этот вопрос не закоррумпировать. А мы знаем, почему с начала существования генплана, его постоянно критиковали. Потому что в него часто вносились изменения, и это показывало определенную коррупционную составляющую. Тем не менее, изменения в него все равно нужно было вносить, потому что первый генплан был разработан в 80-е годы, и по состоянию на начало 2000 года он не являлся актуальным для города.
 — Какие изменения предусмотрены по новому генплану? Собирается ли город расширять зеленые зоны?
— Зеленые зоны должны остаться такими, какие есть. Сейчас мы рассматриваем множество вопросов о создании скверов. Это один из моментов, который новый Киевсовет взял себе на вооружение, и мы идем по тому пути, чтобы с каждым заседанием у нас формально создавалась новая зеленая зона. То есть, мы предоставляем устав уже существующим зонам, чтобы они никому не были переданы, и не было изменено их целевое назначение. 
Например, у нас есть поляны, по которым все равно топчутся люди и паркуются машины, а мы все равно это называем зеленой зоной. Но она не фиксируется в генплане как зеленая зона, у нее нет целевого назначения и статуса. А мы должны закрепить в генплане то, что мы видим сейчас в Киеве, и отразить это на бумаге. 
— Депутаты и мэр города заявляют, что не отдадут застройщикам ни одного метра киевской земли. Какая сейчас ситуация с Беличанским лесом и скандальным технопарком «Бионик Хилл»? Строительство сейчас заморожено. Но надолго ли?
— Вопрос «Бионик Хилла» очень спорный. Есть основные претензии относительно того, что Министерство обороны отселило военный городок, но на территории осталось еще одно или два общежития. Эти люди сейчас пытаются защитить свои права. Единственный способ для защиты своих прав — отмена передачи этого земельного участка. Сейчас идет судебный процесс с людьми, которые не отселились из военного городка, и сельским советом. Речь идет не о возвращении всего Беличанского леса к городской собственности, а о возвращении леса в сельский совет, который вообще хочет забрать весь лес. Это многогранный вопрос, где нужно глубоко разбираться. Я не знаю, насколько плохой или хороший проект «Бионик Хилл». Если в красивой обертке нам пытаются протолкнуть очередной коттеджный городок для олигархов, то это не тот проект, который должен быть. А если это украинская силиконовая долина, инновационный парк, то он имеет право на существование. Но Беличанский лес должен оставаться в собственности общины. 
— Кто, по вашему мнению, является самым скандальным киевским застройщиком? Сколько на данный момент в городе скандальных застроек? 
— Сейчас в городе Киеве более 30 скандальных строительных площадок. Учредителем множества компаний, гениальным автором схем отвода земельных участков является известный застройщик Анатолий Войцеховский, Более 30 застроек, которые сейчас есть в городе Киеве, — это практически все стройки Войцеховского. Я могу ошибаться, но если в Киеве появляются новые скандальные застройки, то мы шутим, что это дело рук Войцеховского. Как председатель рабочей группы по вопросам застройки Сырца, мы обсуждаем несколько проектов этого застройщика. Уже создано несколько рабочих групп по поводу его строительных площадок. Собранные материалы мы отправляем в прокуратуру города, а также в правоохранительные органы. Для того, чтобы решить вопросы с этим застройщиком, мы используем все возможности, которые прописаны законодательством. К сожалению, законом установлено, что городские власти имеют полномочия в землеотводе, а на градостроительство мы фактически не влияем. Но, тем не менее, чем можем, мы влияем на эти процессы.
 — Владислав, внесите ясность, планируется ли все-таки перенос Киевского зоопарка за черту города?
— Нет. Это так называемая «утка», которая была заброшена неизвестно кем, просто чтобы раскачивать ситуацию. Когда-то я услышал такую классную фразу, мол люди, которые получают власть — это неваляшки. И первое время, все подходят и пинают ее: завалится или не нет. Вот примерно и сейчас происходит такая ситуация. В роли неваляшки сейчас выступают новоизбранные депутаты и мэр Киева, которых все толкают. В частности, спекуляцией с темой о зоопарке. Какой ум надо иметь, чтобы пустить слух о переносе Киевского зоопарка, который имеет историческое место? В нем, наоборот, нужно наводить порядок и лучше ухаживать за животными, которых сейчас мало. Ведь мы знаем, что в столице далеко не лучший зоопарк! Даже олигархи, которым дарят питонов, крокодилов и экзотических рептилий, передают их не в столичный зоопарк, а например, в черниговский зверинец и другие зоопарки Украины.
— Одними из скандальных застроек являются стройки в Сырецком гаю, в частности на ул. Новоукраинская и Руданского. Как решается конфликт с этими застройками?
— Застройки в Сырецком гаю — это ЖК «Шевченковский квартал». Некоторое время они вообще строили там без всяких документов. Поэтому делу мы направляли десятки обращений в прокуратуру города, где уже открыт целый ряд уголовных дел. Сейчас застройщик начинает угрожать активистам и подает против них судебные иски. В настоящее время мы продолжаем собирать информацию, и если это строительство не остановят правоохранительные органы или прокуратура, придется идти к генеральному прокурору.
Также есть строительство на ул. Степана Руданского, 9а. Есть жители ближайших домов и активисты Сырца, которые против застройки, а также будущие жители, которые купили квартиры в этом доме. Мы стараемся, чтобы между сторонами был найден компромисс, потому что одни потратили деньги на квартиры, другие выступают против очередного небоскреба. Поэтому одна из наших целей — это откровенный диалог между застройщиками, киевлянами и депутатами.
Активисты говорят, что в команду Кличко вошло много депутатов из команды Черновецкого, которые раньше отдавали множество земель под масштабные застройки и сносили исторические памятники. Не повторится ли опять подобная ситуация в городе?
— Я не знаю, кто распространяет такую информацию, но знаю точно, что у нас люди долго не могут отойти от предвыборной кампании. А было много информации, что в Киевсовет идут депутаты от Черновецкого, бывшие регионалы и даже сам черт лысый был спрятан в тех списках под чьей-то фамилией. Когда возникают подобные разговоры, я всегда на встречах со своими избирателями говорил: «Назовите мне конкретные фамилии». И после этого наступала тишина. Наверное, потому что, ни черта лысого, ни бывших регионалов, ни блока Черновецкого там нет.
— Что будет с замороженными стройками, которые в городе стоят по много лет?
 — У нас есть депутаты, которые говорят, что замороженные застройки — все скандальные и их надо сносить, а люди, которые купили там квартиры, пусть идут на улицу. Мы стараемся донести до всего депутатского корпуса, что вопрос с недостроями надо решать. Ненедостроенных объектов в городе очень много. К тому же, у этих домов есть инвесторы, которые уже 10 лет ждут свои квартиры и в которые вложили деньги. В скором времени будет создана рабочая группа по всем недостроям Киева, где мы будем решать этот вопрос.
 — Одними из заброшенных зданий города являются пять 35-этажных свечек на Радужном массиве, которые стоят недостроенными уже много лет. Планируется ли их сносить?
 — Это один из самых болезненных вопросов. Если я не ошибаюсь, их начали строить примерно в 2000 году и сносить их никто не будет. Но если мы походим по городу, то таких недостроенных высоток увидим очень много. И многие из них связаны с тем, что когда принимались решения на строительство, находился тот, кто был против данного застройщика и ему отменяли землеотвод. И это тогда, когда строительство уже началась, а инвесторы ждали своих квартир. 
Откровенно говоря, сейчас что-то строить – это полный абсурд. Потому что, на данный момент, страна охвачена войной. Инвестиционный климат у нас, мягко говоря, непривлекательный, денег в бюджете страны, мягко говоря, не хватает. И в этих условиях нельзя отпугивать инвесторов сносом недостроев. Например, мы платим 5 тыс. грн за кв.м за жилье на Троещине и получаем 0% застройщиков, которые захотят вкладывать в это деньги. Они больше захотят поехать в город Васильков или Ирпень и строить там социальное жилье. Возможно, таким образом, мы разгрузим немножко Киев, и киевляне выедут в другие города. Но я не думаю, что это выход из ситуации.
  — Какая сейчас ситуация с застройками на массиве Оболонь?
— На Оболони есть две огромные большие зоны, которые были отчуждены. Одна  была передана в собственность еще при первом земельном аукционе имени Черновецкого. Эта сделка украла у Киева 113 га зеленых зон, и этот вопрос до сих пор остается подвешенным. 
Вторая зеленая зона площадью 13 га, которая находится между заливом Оболонь и заливом Собачье устье, также еще во времена Черновецкого была передана в аренду. Сейчас в интернете начали появляться объявления, мол, пытаются продать корпоративные права арендатора, и, таким образом, передать другому застройщику земельный участок и застроить его. Сейчас жители Оболони активно выступают против этого. Мы подняли этот вопрос на Киевраде и заблокировали его. После этого все объявления быстро исчезли из интернета, участок перестали продавать и сейчас, когда страсти немного утихнут, мы сможем разобраться с этим вопросом и поставить в нем точку. 
 — Какой район Киева является самый проблемным по количеству застроек? 
 — Безусловно, это центр города, но застройки там начались уже давно. Мы сталкиваемся с тем, что якобы их можно еще отменить, но у них уже есть инвесторы — люди, которые покупали эти квартиры. И кто теперь им должен компенсировать эти деньги? А если дома сносить, то не возникнет ли от этого еще больше проблем? 
Также самыми проблемными зонами по застройке являются Шевченковский, Печерский и часть Голосеевского района.
— Владислав, сколько земли будет выделено для строительства жилья солдатам АТО и на сколько человек рассчитаны эти участки?
 — На солдат АТО выделено 50 га земли, которые будут разделены на 500 участков, каждый площадью по 10 соток. Я лично общался с директором Департамента земельных ресурсов города Киева Алексеем Полищуком, который показал мне схему, что эти 50 га будут выделены в Деснянском районе, на Троещине. Сейчас единственная причина того, что процесс с выдачей земли немного тормозится в том, что мы должны выдержать все юридические процедуры, чтобы потом не было споров о том, что земли выделены незаконным способом. Я думаю, что бойцам, которые прошли друг с другом войну, будет приятно жить и строить рядом друг с другом. Более того, некий генерал, который просто сидел в окопах и пил чай, не сможет пристроился к солдатам АТО. Все они будут знать друг друга в лицо, и если не воевавший генерал попытается получить себе участок, нам тут же сообщат об этом, и мы заблокируем этот вопрос. 
В настоящее время, к киевской власти обратились командиры батальонов, которые четко поставили вопрос о выдаче земли для 500 бойцов. Будут еще обращения —  будем выделять больше земли. 

Читайте также по теме