По сообщениям в СМИ, в парламенте происходит некие «разброд и шатание» — 22 апреля ожидалось, но так и не случилось снятие депутатской неприкосновенности сразу с семи народных избранников из разных, в том числе, и из входящих в коалицию фракций. В преддверии этого эксперты отмечали: подобное событие может стать «реальной проверкой коалиции на прочность». О причинах происходящего и возможном дальнейшем развитии событий в Верховной Раде корреспондент ГолосUA расспросила руководителя социологической службы «Украинский барометр» Виктора Небоженко.
— Виктор Сергеевич, прокомментируйте, пожалуйста, последние события в парламенте. Назван ряд депутатов, Андрей Денисенко, Вячеслав Константиновский, Андрей Лозовой, Игорь Мосийчук, Сергей Мельничук, а также их оппоненты из Оппозиционного блока — Папиев и Клюев, которые могут лишиться статуса народных избранников…
— Да, их собирались лишить неприкосновенности, но ничего же не сделали… Вообще, это — очень странный список. Если бы в него входили «враги», например, коммунисты или представители Партии регионов — так как сейчас это рассматривается — все было бы понятно. Но это настолько сложный перечень… Я даже не представляю их вместе, в одной компании. Эти люди — все очень разные.
— Ходили также слухи о том, что лидер «Радикальной партии» Олег Ляшко собирается покинуть пост главы парламентской коалиции…
— Ну куда же он денется? Олег Ляшко направил своих людей во власть, в Кабмин. У него — вице-премьер. Если Ляшко будет так «размахивать руками», он потеряет всех своих людей, которых инсталлировал в исполнительную власть. А это уже страшно в финансовом отношении.
— Откуда вообще возникли волнения в парламенте? Ничего подобного ведь ранее столь явно не отмечалось?
— На внешнее влияние это не похоже. У нас как? Одна часть украинцев пеняет на «происки» США, другая — на Россию. Однако ни со стороны американцев, ни со стороны россиян подобное не могло быть спровоцировано. Я не вижу здесь ни «руки» Вашингтона, ни — Москвы. Это внутренние разборки.
Скорее всего, идет какая-то консолидация большинства, скажем так, нетрадиционными методами. Это — договоры, раздел власти и собственности, совместное управление большинством. Здесь, видимо, идет поиск методов влияния на людей. Скоро мы наверняка поймем, кто это делает. Но слишком уж «пестр» этот список. Все депутаты — из разных фракций, есть несколько от Коломойского, немного — от Фирташа, от Ляшко, очень разные люди.
-То есть, это — попытка «укрепить» парламентское большинство?
— Да, но прокурорскими методами. Однако за это пока не проголосовали. К тому же депутатов сложно испугать. Там есть люди, которые уничтожали Украину день и ночь, зарабатывали, и… спокойно «перекрасились». В целом, депутат — это результат негативного отбора, который сейчас происходи в украинской политике.
— В чем тогда заключен смысл угрозы снятия неприкосновенности с ряда депутатов?
— Лишение депутатской неприкосновенности — единственный способ усиления президентской власти. Власть держится на балансе полномочий и силы судебной, исполнительной, законодательной ее сторон. Если кого-то лишают полномочий, «открывают» его для судебного расследования — кто-то получает преимущества власти. Лишение полномочий любого, даже самого плохого депутата — это повышение полномочий любого, даже самого маленького, прокурора и чиновника. И — наоборот.
Но пока ничего не произошло, никого из депутатов не арестовали. Идут какие-то внутренние разборки, и это хорошо видно по большому «шуму», исходящему от Ляшко. Если бы было что-то серьезное, Ляшко был бы сейчас очень тихим.