Ирина Черныш
07:00 04/06/2018

В. Новинский: «Создание поместной автокефальной церкви может вызвать противостояние в обществе»

 В мае 2018 года бывшие президенты Украины Леонид Кравчук, Леонид Кучма и Виктор Ющенко обратились к украинцам с призывом объединиться вокруг создания единой поместной Украинской православной церкви. Так президенты объединились, а поможет ли данная церковь объединить Украину? ГолосUA обратился с этим вопросом к меценату, народному депутату Украины Вадиму Новинскому.

— Вадим Владиславович, что вы думаете о создании Украинской поместной православной церкви?

— Считаю, что данная инициатива — это ничто иное, как политическая авантюра. Потому что, если она будет хоть в какой-то мере реализована, то это говорит о том, что у нас в стране никогда уже не будет Единой поместной церкви, единого православия. Церковь будет окончательно разделена на две части, а этого нельзя допустить. По названию и структуре будет Украинская православная церковь каноническая, которую сейчас возглавляет Блаженнейший Онуфрий. А вот эта вновь созданная квази-церковь, которая хоть какую-то легитимизацию получит, хоть косвенную, но от Святейшего Патриарха, то эти две церкви вступят в серьезный конфликт, который будет делить и общество. Патриарх Филарет неоднократно заявлял о том, что в случае создания этой квази-церкви, необходимо Киево-Печерскую и Почаевскую лавру передать ей. Это будут захваты монастырей и храмов. Народ верующий, верные нашей церкви, придут их защищать. Кто может гарантировать, что не случится кровопролитие? То, что сейчас предлагает Президент Порошенко под этими благовидными предлогами является прямым путем к расколу страны.

— По вашему мнению, успехом не увенчается обращение Президента к Вселенскому Патриарху Варфоломею с просьбой выдать Томос о данной церкви?

— Согласно тысячелетней истории церкви такое решение не будет соответствовать законам и традициям. Аналогов ещё не было. Когда было обращение Верховной рады в 2016 году, тогда один из клириков Вселенского патриархата (который является спикером вселенского патриархата) это обращение назвал «дерзким, если не сказать больше». Так не поступают в православии. Политики не должны вмешиваться в дела церкви. Политики хотят, чтобы церковь была карманной и выполняла роль какого-то религиозного департамента Администрации Президента или соответствующей структуры под руководителем страны. Чтобы она просто была политической организацией. У церкви другие задачи и другие цели. Ее Господь создал и основная задача – спасение душ человеческих. Это вечность донесения слова Божьего людям. Вот и все. Другого нет. Они хотят сделать Церковь своим орудием. 

— Политики не могут вмешиваться в религиозные вопросы, а церковь может вмешиваться в политику?

— И церковь тоже. Церковь не занимается политикой. Церковь и православие вне любой политики, вне каких-то политических доктрин, вне каких-то модных течений. Православной вере 2000 лет! Заповеди Божьи непреложные, не пройдут никогда и будут вечными.

— Понесут ли политики ответственность за нарушение Конституции?

— У нас Конституция нарушается каждый день самим же Президентом. Он гарант Конституции. А по сути, он является гарантом только своей власти. Он сам нарушает Конституцию каждый день, подписывая те или иные законы. Мы говорим об этом постоянно. Закон идет в прямое противоречие с Конституцией, а он все равно подписывает. И в этом случае, когда он обращался к Вселенскому Патриарху, он нарушил статью Конституции. Не надо влезать в дела церкви. Глава церкви – Христос, он сам все вопросы решит.

— Есть ли смысл подать в суд?

— Подать в суд всегда можно, но важно, каким будет решение данного суда. Конституционный суд и Верховный суд находятся под косвенным контролем Президента и Администрации Президента. Там сложно что-то решать. Но этот вариант надо рассматривать. 

— Как создание Украинской поместной автокефальной церкви отразится на верующих?

— Как отразилось создание этой квази-церкви, так называемой церкви Киевского патриархата? По сути своей это политическая организация с религиозным названием. Не может представитель церкви положительно говорить о войне, об агрессии, об отмщении. Он должен говорить только о мире и о любви, нести слово божье. А господин Михаил Денисенко, известный как Филарет, говорит такие страшные вещи, что ужас просто. Призывает к вооружению, к отмщению, продолжению войны, говорит, что жители Донбасса сами виноваты в том, что происходит и должны кровью смыть свою вину. За что? Это вообще слова дьявольские. Но это воспринимается как слова пастыря. Есть пастырь добрый, а есть наемник. Вот Филарет пастырь-наемник, который ведет свою паству в никуда. Созданием этой церкви он многих людей искусил, и они пошли в эту структуру. Их уводят от истины таким вот образом. За последние 4 года наша церковь подвергалась колоссальному давлению со стороны власти. Когда и храмы захватываются и передаются в пользу Киевского патриархата, священники и прихожане избиваются. Заводятся уголовные дела на священников нашей церкви. На тех, кто захватывает, на этих бандитов, дела не заводятся. Заводятся на священников за то, что они до конца остаются верными той клятве, тому служению, которое они приняли на себя. 

Вот за это их пытаются наказать. Несмотря на это колоссальное давление, верующие остаются верны своей церкви. Мы  видим, какое огромное количество православных участвуют в Крестных ходах. 2015-2017 год больше 100-120 тысяч. Этих же людей никто не покупал, никто не платил деньги за то, чтобы они пришли. Они пришли по зову сердца. Так же они участвуют в этом очень важном для Украины деле, потому что каждый крестных ход идет за мир и согласие в Украине. Верующие хотят мира, чтобы не было разделения, чтобы было согласие в обществе. А власть делает все наоборот. Они хотят войны, раскола, разделения и умножают только ненависть и злобу наших людей.

— Идет ли сейчас какая-то подготовка к Крестному ходу?

— Я не знаю. Скорее всего, да. Крестный ход у нас проводится 27 июля накануне празднования равноапостольного князя Владимира. Я сам участвовал во всех Крестных ходах и вижу, какое количество людей там приходит. Власти занижают реальное количество, говорят о максимум 5 тысяч людей, но это все не так — каждый может сам убедиться.

— Видите ли вы элементы коррупции в создании этой церкви?

— Сложно сказать. Я стараюсь это слово никогда не употреблять, говорю только то, что я знаю и только то, что соответствует действительности. Иначе я уподоблюсь тому же Порошенко, который обманывает людей на каждом шагу и говорит неправильные вещи. Вот как, например, он говорит, что наша каноническая церковь не отпевает воинов, павших в конфликте на юго-востоке Украины. Это неправда и ложь. И он эту ложь распространяет.

Есть же святая заповедь, что нельзя лжесвидетельствовать. И непроверенную информацию говорить нельзя и передавать ее нельзя. Таких случаев не было. Вот я говорю, хоть один случай нам скажите, когда наша каноническая церковь отказалась отпевать павшего в войне. Был случай, когда младенца не отпевали, но он был крещен в Киевском патриархате. По законам священник не имел права этого делать, не имел права отпевать. Он сделал все спокойно: позвонил в Запорожье, позвонил священнику Киевского патриархата и сказал: «сделай отпевание, поскольку я не могу это сделать». А какое распространение получило это событие?! Стали обвинять нашу церковь во всех смертных грехах.

— Как создание поместной автокефальной церкви отразиться на жителях востока Украины?

— Хочу сказать, что у нас поместная церковь существует. Не надо создавать новую, она есть. Украинская православная церковь под руководством святейшего митрополита Онуфрия. Поместная церковь – это церковь украинского народа. И создавать что-то новое не то, что нельзя, это противоречит всем законам и традициям. На одной территории не могут существовать две церкви. И жители востока как были верны своей матери-церкви так и остаются ей верны. Они будут защищать не только на юго-востоке, но и в центре, и на западе Украины. Верующие будут защищать свои храмы и священников. Эта авантюра не пройдет.

Мне кажется, что Господь не допустит такого. Я уверен, что Порошенко любое решение Константинополя будет объяснять как свою победу. Все уже к этому готовятся. Об этом говорят все средства массовой информации, пишут в интернете, спускаются темники, как подойти и как контролировать эту тему. Все контролируется очень жестко. СБУ оказывает колоссальное давление на  архиереев нашей церкви и на священников, простых приходских священников по всей территории Украины. Это вообще вопиющий факт, но об этом почему-то никто не говорит.

— К 28 июля будут ли какие-то новости из Константинополя либо здесь власть будет предпринимать какие-то решения?

— Я был вместе с блаженнейшим Онуфрием в Шамбези под Женевой. В 2016 году проходило предсоборное Совещание накануне всеправославного собора. И в нем принимали участие предстоятели всех православных церквей мира (за исключением Сирии) и 6 митрополитов разных церквей. И на этом совещании Вселенский патриарх на вопрос, как он относится к ситуации в Украине, при всех сказал: «Я поддерживал и поддерживаю каноническую церковь Украины во главе с блаженнейшем Онуфрием и никогда не признаю раскольников». То есть, если он сейчас каким-то образом признает раскольников, то это будет нарушение его слова, данного при всех. Это раз. Во-вторых, там во время подготовки к Критскому собору, был разработан документ о предоставлении автокефалии. В нем четко сказано, что автокефалию может представлять исключительно церковь-мать, каковой для Украины сейчас является русская православная церковь и по согласованию со всеми поместными православными церквями мира. То есть каждая церковь должна это признать (Польская, Албанская, Кипрская, Антиахийская, Александрийская, Иерусалимская, Вселенская, Грузинская, Болгарская, Сербская, Румынская).

Но этот документ не был там парафирован и не был вынесен на Критский Собор. Соответственно не был принят, но в разработке его принимали участие представители всех церквей. И вот в соответствии с этим документом невозможно сделать то, что сейчас планирует сделать Порошенко. А Порошенко уже объявил, что к 1030 Крещения Руси документ этот будет подписан. Я не думаю, что Патриарх пойдет на это. Он мудрый и достаточно ответственный человек, который заботится о всеправославном единстве в мире. В случае принятия хоть какого-то подобного документа, будет раскол в православии, который по своим последствиям будет даже тяжелее раскола 1054 года, когда христианство разделилось на католическую и православную церкви.

 

Читайте также по теме