В.Рычаковская: «Не знаешь, как делать – делай по закону!»

Со вступлением в силу с первого сентября Постановления НБУ № 210 «Об установлении предельной суммы наличных расчетов» введены важные нормы, касающиеся и рядовых граждан: отныне физлицам в течение одного дня нельзя оплатить счет «кэшем», если сумма наличности превышает 150 тыс. грн. Об изменениях, которые ожидают экономику в связи с усилением контроля за денежным оборотом, постепенном переходе страны на безналичные расчеты, постоянном росте объемов наличности и многом другом ГолосUA рассказала заместитель Председателя Национального банка Украины Вера Рычаковская.
Мягкая имплементация
— Вера Ивановна, какие изменения ждут отечественную экономику в связи с усилением контроля над денежным оборотом? Можно ли уже говорить о первых результатах от практики введения предельной суммы наличных платежей?
– Прошел ровно месяц с момента вступления в силу 210-го постановления (беседа состоялась 1 октября. – Прим. Авт.), потому оперировать цифрами еще рано. Нужен определенный период, чтобы собрать информацию, а месяц не является показательным в плане статистики. Разумеется, за этот период и предприятия, и граждане – физические лица столкнулись с практикой внедрения данной новации. Сейчас как раз идет, я бы сказала, мягкая имплементация. Мы постоянно мониторим СМИ, принимаем участие в круглых столах по данной тематике, чтобы почувствовать восприятие обществом данного ограничения. В первую очередь хочу отметить, что эта новация принимается обществом нормально. У меня есть основания говорить «нормально», поскольку не возникает никаких эксцессов и нерешаемых вопросов. Мы пристально отслеживаем вопросы, поступающие и от предприятий, и от физлиц как в письменной, так и в устной форме. В помощь мы создали специальный раздел на сайте Национального банка, где разместили подробные разъяснения по теме.
— Не секрет, что некоторые граждане и бизнесмены пытаются обойти новые нормы по наличным расчетам…
– Вы правильно подчеркнули, что часть нашего населения по тем или иным причинам, даже не понимая зачем, стремится обойти закон. Это происходит, к сожалению, уже на уровне подсознания. В последние годы в обществе привилась такая плохая черта, как стремление предпринять что-то, чтобы не выполнять закон – даже если он и хороший! Уверена, что как раз новация по ограничению предельной суммы наличных расчетов и направлена на искоренение такой привычки. В первую очередь – на то, чтобы приучить общество в целом – и физлиц, и субъектов хозяйственной деятельности – начинать рассчитываться прозрачно, цивилизованно и безопасно! Согласитесь, носить с собой в кармане огромные суммы – от 150 тыс. грн. и до миллиона-полутора – весьма небезопасно, как в физическом аспекте, так и в экономическом смысле. Очень важно, чтобы мы все привыкли рассчитываться цивилизованно, то есть, спокойно, безопасно, экономично, выгодно и прозрачно. Мы преследуем именно такие задачи. Я убеждена, что введение этого постановления принесет хороший экономический эффект: когда деньги заходят в оборот – это означает и ликвидность для банков, и укрепление банковской системы в целом, и ресурс для кредитования, и ресурс для фондового рынка и т.д. Не надо забывать, что если даже недолго (пусть неделя или месяц) такие большие средства гражданина находятся в банке – он получает соответствующие проценты, которые могут покрыть любую комиссию банка.
— Были ли явные попытки не подчиняться новым правилам?
– Мы сразу чувствуем по адресуемым нам вопросам, когда есть простое непонимание норм и когда кто-то пытается выстроить какую-то схему, чтобы обойти закон. Последним нужен официальный ответ регулятора, дабы подстраховаться. Пока не могу сказать о каких-либо нарушениях. Возможно, они и есть, но выявлены они будут только после проверок налоговыми органами. Хочу сказать одно: если не знаешь, как делать, делай по закону!
Пример благополучной Европы
— Каким образом Нацбанк планирует общий переход страны на безналичные расчеты?
– Наличность и безналичные платежи это равноценные формы расчетов. Однако, на сегодняшний день технический прогресс позволяет нам разрешить то, о чем мы раньше и подумать не могли. Речь идет об электронных платежах – это и карточки, и интернет-банкинг, и собственно интернет, и мобильные телефоны и т.д. Для обеспечения постепенного перехода на безналичные расчеты мы располагаем разнообразнейшими техническими средствами. Однако есть несколько проблем. Во-первых, наше сознание, наш менталитет «не успевают» за научно-техническим прогрессом. Если молодежь в восторге от всех новинок, то более зрелое поколение такие вещи воспринимает с трудом. Многие люди хотят либо подержать деньги в руках, либо получить документ с печатями и подписями. Заплатил – и имею свою защиту, если надо, во всех судах. Во-вторых, необходимо обеспечить распространение технических средств не только в крупных городах, но и в глубинке. Эта инфраструктура должна охватывать всю страну – даже самые удаленные регионы должны быть оснащены технически. В этом аспекте должно потрудиться государство.
Как-то в Таиланде, рассчитываясь в магазине карточкой, я была приятно удивлена, когда узнала, при безналичном расчете мы получили 5% скидки. Я, конечно, спросила, почему такие преференции, и мне ответили: вот власти страны приняли такое решение для распространения безналичных расчетов. Кроме скидок, это могут быть и налоговые льготы для предприятий и предпринимателей, которые активизируют и проводят безналичные расчеты и т.д. Главное, что они работают прозрачно, платят налоги и т.д. В этом смысле нужны партнерские отношения: государство – бизнес, государство – физическое лицо и т. д. Льготы могут быть не столь уж большими, однако сам подход, когда государство заботится о цивилизованных расчетах в стране, принимая и административные меры, очень важен. В контексте оживления безналичных расчетов и наши ограничения предельной суммы наличных расчетов, конечно же, носят определенные административные признаки. Большинство стран это тоже использовало. Мы не первые. На сегодня благополучная Европа также ограничивает наличные расчеты – от 1000 до 5000 евро, не больше. Мы, конечно, дали очень большой диапазон – 150 тыс. грн. Почему мы такую высокую планку взяли? Чтобы не создавать человеку дискомфорт, ибо мы должны охватить всю инфраструктуру, даже самые удаленные точки. И мы должны понимать, что человеку надо рассчитываться комфортно, чтобы не создавать много проблем при расчетах.
Наличная масса вне банков
— В Украине прослеживается тенденция к увеличению денежной массы. Как часто в стране включается «печатный станок»?
– Такое расхожее понятие, как «печатный станок», это, конечно же, образ. Надо понимать, что у нас вся денежная эмиссия происходит исключительно в безналичной форме и в параметрах, утвержденных Советом Национального банка Украины. Для этого рассматриваются все макроэкономические данные, все расчеты, и только в этих границах происходит эмиссия. Далее вступают в действие другие рычаги, и тогда безналичные деньги плавно переходят в наличные. Последние нужны на заработную плату, на пенсионные выплаты и другие потребности. Придя в банк и списав со счета определенную сумму, предприятие может получить наличные. До того, коммерческий банк, чтобы получить наличные деньги в Национальном банке Украины, сначала дает нам поручение, перечисляет безналичные средства, и потом уже мы выдаем ему наличные. В этом и заключается процесс перетекания безналичных денег в наличные. Это постоянный, плавный, взаимосвязанный процесс.
Конечно, объемы наличности растут. С начала 2013 года они выросли на 10,7% и составили 246,7 млрд. грн. по состоянию на 01.10.2013. Из них 224,3 млрд. грн. – это наличность вне банков. Это достаточно большая наличная масса вне касс банков. Но это не все теневой оборот, как трактуют многие. Подобные объемы наличности вне банков есть в каждой стране, в том числе и у нас. Разумеется, определенная часть наличности обслуживает теневой рынок и не принимает участия в налоговых платежах. Вопрос в том, в каких размерах денежная наличность существует вне банков? Вот поэтому вопрос привлечения «теневых» денег в экономику страны, в прозрачный оборот – и является одной из задач внедрения наших ограничений.
— В кассах банков находится всего 23 миллиарда наличных гривен?
– Да. Основная масса наличных функционирует вне банков. В кассах банков страны постоянно находится от 20 до 25 млрд грн. Отмечу, что на рост объемов наличности влияют исключительно экономические аспекты. В этом году у нас выросли и номинальная, и реальная зарплаты, и пенсии. То есть, рост всех экономических составляющих оказывает влияние на денежную массу – сразу возникает потребность в обслуживании этих составляющих. Особенно если брать составляющие в структуре экономики – то как раз растет именно бюджетная часть. Например, если взять пенсионеров, которые в основном используют в своих расчетах наличные деньги. С другой стороны, это не такие уж большие суммы, если брать конкретного человека и учесть удовлетворение его потребностей. Когда идет рост денежной наличности, мы сразу анализируем и видим, сколько идет на обслуживание реального оборота. Таким образом, с ростом экономических показателей, увеличивается и наличность.
Возвращаясь к «печатному станку», хочу заверить, что денежная эмиссия – это абсолютно контролируемый процесс. Выпускаются деньги только в утвержденных параметрах и настолько, насколько этого требует экономика. На сегодня удельный вес наличных денег вне касс банков в общей денежной массе страны составляет 25,8%. Мы можем констатировать, что эта составляющая достаточно высока. Однако она уменьшилась с 42%, какой была в начале 2000 годов, до нынешних 25,8%. Несмотря на то, что фактический объем наличности в обороте растет, ее составляющая в общем обороте снижается. Это позитивные тенденции. Уверена, что НБУ будет и дальше проводить политику уменьшения этой составляющей.

Читайте также по теме