В. Скаршевский: «Программа сотрудничества с МВФ полностью провалена»

Очередная программа от Международного валютного фонда (МВФ) может заработать уже через два года. Национальный банк Украины (НБУ) заявил о планах подписать новое соглашение с МВФ. ГолосUA решил разобраться, насколько такие прогнозы Нацбанка реалистичны, и расспросил об этом экономиста Виктора Скаршевского.

— Получит ли Украина новую программу сотрудничества с МВФ в 2020 году?

— Прежде, чем говорить о следующей программе, тем более, о той, которая должна быть после двух избирательных кампаний, надо понимать, какой будет политическая обстановка? Соответственно, говорить о новой программе сейчас бессмысленно. Кроме того, прежде чем говорить о новой программе, нужно посмотреть, в каком объеме выполнена нынешняя. Из 17, 5 миллиардов долларов Украина получила только половину денег и остаток по этой программе 8 миллиардов. Сейчас Украина ожидает получить последний транш на 1,9 миллиардов долларов. То есть недобор по действующей программе 6 миллиардов долларов. Это говорит о том, что программа провалена полностью.

— Стоит ли ожидать транш МВФ в текущем году?

— Нет. В этом году он Украине он и не нужен. У нас хватает внутренних резервов. Мы сможем рассчитаться по долгам без кредита МВФ. Единственное, что золотовалютные резервы уменьшаться с 18 миллиардов до 14-15 миллиардов долларов.

— Как это отразиться на экономике?

— Из-за психологического фактора это незначительно повлияет на девальвацию гривны.  Больше на украинскую экономику оказывает влияние то, какой будет внешнеэкономическая конъектура. Если начнут снижаться мировые цены на зерно, в том числе на металл и руду, как это прогнозирует мировой банк, то тогда будут очень большие проблемы с курсом доллара.  Даже если Украина этот транш получит, то все эти деньги уйдут обратно МВФ. В текущем году Украина должна выплатить МВФ 2,5 миллиарда долларов. То есть она должна будет отдать больше, чем получит. Значимость кредитных траншей не нужно переоценивать. Условия, которые МВФ выдвигает Украине, не имеют ничего общего с экономическим ростом.

— Что будет с курсом доллара?

— Курс доллара 30 гривен 10 копеек заложен в бюджете на 2018 год. То, что у нас возобновятся девальвационные процессы, – это очевидный факт. Они будут еще более серьезными, чем в предыдущие годы, так как у нас негативный торговый баланс, который стремительно расширяется. Спрос на валюту будет выше, чем предложение. Величина курса будет зависеть от внешнеэкономической конъектуры.

Если посмотреть на динамку украинской экономики за последние 20 лет, и на мировые цены на металл, руду, зерно, и посмотреть на динамику курса гривны к доллару, то можно проследить функциональную зависимость. Этот фактор на 90% определяет курс гривны. Все остальные факторы вторичны. Если цены на металл, руду и зерно начнут снижаться, то курс доллара сразу же станет 30-32 гривны. Нынешним летом курс будет колебаться в районе 25,5-26,5 гривен за доллар, в зависимости от краткосрочных факторов, в частности, от заходов спекулятивного капитала от нерезидентов, то есть, когда на рынок заходит больше валюты. 

Если мировые цены на сырье обвалятся раньше, то тогда и курс гривны будет меньше. Традиционная девальвация нацвалюты начнется в сентябре. Спрос на валюту будет намного выше, чем предложение. Плюс к этому добавится сбор урожая и подготовка отопительному сезону.

— Сможет ли Украина рассчитаться по долгам  с внешними кредиторами в 2019-2020 годам без денег МВФ?

— Что касается этих выплат, то тут средств фонда нем не хватит. Нужно вести речь о реструктуризации внешнего долга. Украина, начиная с 2015 года,  находится в дефолте, когда не были погашены российские еврооблигации.  Мы не отдали 3 миллиарда долларов. Сейчас наша страна находится в судебном процессе. В течение ближайшего месяца международный суд должен постановить: придется ли Украина отдавать эти деньги.

Скорее всего, вердикт будет вынесен не в пользу Украины. В итоге, Украине к внешним долгам нужно будет добавить еще 3 миллиарда долларов.  Если мы переживем 2019-2020 год. С 2021 года мы должны будет отдавать прирост нашего ВВП внешним кредиторам. Там эти суммы уже не прогнозируемые. За один год данные суммы могут составить несколько миллиардов долларов. Когда внешний кредитор видит, что страна заемщик не может рассчитаться со своими обязательствами, то он становится сговорчивым по поводу условий реструктуризации. Внешний кредитор заинтересовать получить хотя бы часть денег, поэтому Украина будет начинать переговоры по реструктуризации долгов.

— Нужно ли продолжать сотрудничество с МВФ?

— Мы сможем обойтись без траншей. В программе МВФ сейчас участвует только 17 стран. Остальные 60 государств обходятся без денег фонда. Украине нужно рассчитаться с МВФ по долгам и прекратить сотрудничество. За последние 60 лет произошло 30 дефолтов! Если не будет сотрудничества с МВФ, то к 2025 году мы рассчитаемся с фондом и не будем ему ничего должны.

 

 

Читайте также по теме