Украине до конца 2019 года необходимо выплатить 120 млрд гривен или 4,4 млрд долларов (по курсу Национального банка на 1 апреля) по внешним долгам. О том, способна ли наша страна рассчитаться с таким колоссальным долгом, ГолосUA поинтересовался у экономического эксперта Виктора Скаршевского.
— Виктор, реально ли Украине погасить внешний долг в указанные сроки?
— Вполне реально, ведь внешний долг Украины будет погашен тем, что будут привлечены еще более дорогие долги и новые заимствования – не больше, не меньше.
— У кого, в частности, можно будет еще одолжить?
— Тут есть несколько вариантов. То, что касается денег МВФ, то они тут не причем, так как кредиты МВФ поступают в Национальный банк и к правительству не имеют никакого отношения. Поэтому кредиты МВФ можно убрать, они ни на что не влияют.
Возможно, Украина получит кредит в 500 миллионов евро от Евросоюза и это будет второй транш макрофинансовой помощи.
— Насколько это возможно?
— Они дают больше политически, чем экономически. Правда у них в списке требований есть то, что Украине необходимо отменить мораторий на экспорт леса-кругляка. Но, как мы видели, в декабре прошлого года во время военного положения, без этой отмены Украина таки получила финансовую помощь в виде первого транша в 500 миллионов евро.
— Какой еще возможный источник финансовой помощи для Украины?
— Второй возможный источник помощи для Украины – еврооблигации. В этом случае возможны два варианта. Первый — правительство само их размещает на определенную сумму, которая, на самом деле, определена в законе о бюджете на 2019 год. Это 3,5 миллиардов долларов, предусмотренные от поступления финансирования еврооблигаций.
На данный момент размещено около миллиарда долларов, то есть, еще 2,5 миллиарда правительство планирует занять. И это, в принципе, очень несложно, потому за эти запредельные 10% годовых выстроится очередь из покупателей на облигации. Кстати, в ближайшие две недели правительство должно выйти на рынок еврооблигаций, и мы сможем увидеть под какой процент они их разместят.
— Насколько это реально?
— Я в этом уверен, потому что по моим оценкам на первое апреля на валютном счету правительства находится 800 миллионов долларов, а в мае необходимо будет выплатить по внешним долгам полтора миллиарда долларов.
То есть, явно не хватает 700 миллионов и поэтому эти облигации разместятся. Правительство может занять миллиард или два, это будет зависеть от их стратегии. При этом из этих полутора миллиардов, которые необходимо будет выплатить в мае, миллиард долларов составляет то, что правительство Яценюка брало под гарантии США еще в мае 2014 года. Таким образом, Украина отдает не то, что брали предшественники, а то, что уже сами успели понабирать.
При этом, под гарантии США деньги брались где-то под 1,5% годовых, а теперь чтобы отдать этот миллиард, они будут брать уже под 10%. Таким образом происходит замещение более дорогими кредитами — это можно назвать долговой пирамидой.
— Есть ли еще какой-то вариант погашения долга?
— Да. Возможно, что Мировой Банк предоставит еще одну гарантию украинскому правительству под размещение евробондов и тогда это будет не 10% годовых, а 7-6%, что тоже очень дорого. В любом случае, правительство будет выходить на рынок заимствований, просто если будет гарантия Мирового Банка, это окажется немного дешевле.
Вот таким вот образом в 2019 году наберут новых кредитов, для того чтобы рассчитаться по старым долгам. При этом будут брать более дорогие кредиты, благодаря чему еще больше увеличат нагрузку на бюджет по обслуживанию внешнего долга, а эта нагрузка как раз ляжет на плечи украинских налогоплательщиков, которые наполняют бюджет. Эта стратегия и тактика украинского правительства состоит в том, чтобы переложить все свои проблемы на простых людей и сделать нищими украинских налогоплательщиков.
— Виктор, а экономического «чуда» после выборов ожидать стоит?
— Вообще не стоит ожидать какого-либо чуда. Как брали кредиты, так и будем брать. Особенно это касается внутренних облигаций, ОВГЗ.