В пенсионной системе Украины продолжаются кризисные явления. В 2020 году наблюдается значительное недополучение средств в Пенсионный фонд Украины. За 11 месяцев 2020 года Пенсионный фонд Украины недополучил 19,4 миллиарда гривен поступлений от единого социального взноса. В ноябре расхождение с планом составило 1,5 миллиарда гривен. На этом фоне все чаще слышны инициативы государства о введении обязательной накопительной пенсионной системы в Украине. Ситуацию в интервью ГолосUA анализирует экономист, эксперт Growford Institute Виктор Скаршевский.
– Виктор, как вы считаете, насколько угрожающим является недополучение средств Пенсионным фондом Украины?
– Это происходит уже не в первый раз. Уже были года, когда недополучение было по ЕСВ и не хватало денег для выплаты пенсий. Самый яркий пример – это июль 2018 года, когда впервые за много лет произошла задержка выплаты пенсий, правда, в рамках одного месяца, июля, но в прямом смысле не хватало денег в Госказначействе, потому что не перекредитовались из Пенсионного фонда. А сейчас недовыполнение за 11 месяцев 19,4 миллиарда гривен по ЕСВ, расходуются дотации бюджета. Есть такой инструмент, как кредитование Пенсионного фонда из казначейства. С помощью этого инструмента Пенсионный фонд увеличил свой долг перед казначейством на 18,4 миллиардов гривен для того, чтобы покрыть недостающую сумму по ЕСВ. Естественно, до конца этого года ситуация не улучшится, будет 20, а может даже и больше миллиардов гривен недополучения по собственным доходам Пенсионного фонда. Кстати, я это прогнозировал еще где-то полгода назад. Я смотрел на динамику нарастания недовыполнения плана по ЕСВ и долгов Пенсионного фонда перед казначейством. Так что это говорит и о том, что 202 миллиардов гривен, которые предусмотрены в бюджете 2020 года на покрытие дефицита Пенсионного фонда, не хватает и не хватает 20 миллиардов гривен, то есть фактически Пенсионный фонд получит дотации из бюджета, включая долги перед казначейством, порядка 220-225 миллиардов гривен.
– А каковы причины формирования такого дефицита? Указан единый социальный взнос, значит, такой причиной может быть теневой сектор экономики, работодатели, которые не платят ЕСВ?
– Во-первых, весной был тотальный карантин, и там одной из мер было освобождение от уплаты ЕСВ. Это планировали сделать на два месяца. Физические лица-предприниматели не платили ЕСВ. Это одна из причин того, что недовыполнен план. Но сейчас нет уже этих освобождений, а план не выполняется все равно, нарастает задолженность. Так что вторая причина – это увеличение безработицы и снижение экономической активности. Третья причина – не очень четкое планирование в принципе Пенсионного фонда. Кстати, по поводу доходов и расходов Пенсионного фонда. 202,3 миллиарда гривен – это план на этот год по финансированию Пенсионного фонда из госбюджета Украины.
– А на следующий год?
– 195 миллиардов. На 7 миллиардов меньше, чем в этом году. И это при том, что на следующий год планируется индексация пенсий. В 2020 году дотации из госбюджета Пенсионному фонду фактически составят 220 миллиардов гривен, даже более 220 миллиардов гривен с учетом накопления долгов Пенсионного фонда перед казначейством, а на следующий год, учитывая все индексации, закладывается на 25 миллиардов гривен меньше, чем в этом году. То есть 195 миллиардов гривен. Идет индексация, а дотаций меньше. Это говорит о том, что также будет дефицит в следующем году, и повышение минимальной заработной платы не перекроет тот дефицит, который будет. Скорей всего, повторится ситуация 2020 года, когда Пенсионный фонд опять будет увеличивать долг перед казначейством, что означает, что будут недофинансированы другие статьи бюджета либо придется еще больше брать в долг для покрытия этой расходной части.
– Что наличие дефицита в Пенсионном фонде означает для получателей пенсий, обыкновенных пенсионеров?
– Пенсионеры этого не почувствуют, все что, запланировано, что им положено, все будет выплачено на 100 %.
– То есть это проблема для правительства?
– Это проблема для правительства, для бюджета и для других расходных статей и также для наращивания долга. В зависимости от того, как это покрывается. Например, Пенсионный фонд задолжал дополнительно в этом году 18,4 миллиардов гривен перед казначейством. Это означает, что со счетов казначейства на другие цели эти деньги не могут быть использованы, так как они использовались внепланово на финансирование дополнительного незапланированного дефицита Пенсионного фонда. Но с точки зрения выплат пенсионерам, даже в июле 2018 года еще при Гройсмане 10-15 дней была задержка в пределах одного месяца, но таки нашли ресурсы и выплатили пенсионерам. Это одна из самых защищенных статей бюджета. Самая защищенная – это выплата по государственному долгу, там вообще в принципе нет задержек даже на 1-2 дня, а на втором месте, конечно же, пенсии, на третьем месте – заработные платы бюджетников. Но с заработными платами бюджетников можно играться, можно кого-то на частичную занятость, образно говоря, перевести, в отпуска отправить, а вот с пенсионерами такого не сделаешь. Пенсионерам выплачивают все полностью и вовремя. Но за счет либо наращивания долга, либо недофинансирования других расходных статей бюджета.
– На 2021 год обещают пятиступенчатый план повышения пенсий: повышения, которые связаны с ростом минимальной заработной платы, 1 марта индексация пенсий на 11 %, в апреле планируется автоматический перерасчет пенсий для работающих пенсионеров с учетом размера зарплаты и стажа, и 1 июля пенсии вырастут с 2400 до 2600 для пенсионеров от 65 лет со стажем 30 лет и так далее… Насколько существенными будут эти повышения либо это повышения, которые сглаживают инфляцию и все?
– Это повышения, которые сглаживают эффект от инфляции. Два повышения заложены, как обычно, в госбюджете с 1 июля и с 1 декабря. Это индексация минимальной пенсии. Индексация в следующем году составит 9,3 %, только не с 1 января, а поэтапно в июле и декабре. Грубо говоря, по 4,6 % будет индексация. Откуда берется индексация 9,3 %. Прогнозируемая инфляция 7,3 % и плюс 2 %. По такой формуле последние годы так все индексируется, в том числе и в этом году. Прогнозируемая инфляция плюс 2 %, чтобы не падала реальная покупательная способность. Только вопрос в том, что этих мизерных пенсий вообще ни на что не хватает. Это в 2,5 раза ниже фактического прожиточного минимума, и эти индексации, как мертвому припарка. На 100 гривен индексация, но фактически на жизнь пенсионера все равно не хватает.
– У власти снова актуализировались инициативы ввести накопительную пенсионную систему, в частности для работников вредных профессий… Мы можем расценивать это как реакцию на те проблемы и кризисные явления, которые есть в пенсионной системе?
– Здесь несколько моментов. Во-первых, накопительная система – это все равно распределение того же ресурса, что у нас есть, и накопительная система не создает добавленной стоимости и нового дополнительного ресурса. Это перераспределение имеющегося ресурса. Это вообще никак не решает проблемы низких пенсий. Проблема низких пенсий состоит в том, что в бедной экономике не может быть высоких социальных стандартов, в том числе и пенсий. Если у нас средняя зарплата 12 тысяч гривен, то средняя пенсия с учетом всех дотаций не может быть выше 3-4 тысяч гривен, как она и есть сейчас. Это с учетом тех дотаций, 200 миллиардов гривен, которые ежегодно расходуются на финансирование дефицита Пенсионного фонда. Накопительная система либо заберет часть от солидарной системы, что уменьшит текущие пенсии и потребует еще большего финансирования из госбюджета дефицита Пенсионного фонда, либо создаст дополнительное налоговое давление на заработные платы, что приведет просто-напросто к дополнительной тенизации выплаты заработной платы. Так что это вообще никак не решает проблемы. Кому это может быть выгодно? Это может быть выгодно тем, кто будет распоряжаться этими десятками миллиардов гривен, фондами – то ли это будет государственный фонд управления этими пенсиями, то ли это негосударственные. Они будут получать своих 3-4 % от активов вне зависимости от результатов деятельности. То есть финансовые посредники, конечно же, в этом заинтересованы.
Для простого пенсионера это не решение проблемы. Даже если предположить, что инфляция не съест эти деньги, которые будут накапливаться в обязательном порядке, что эти фонды просуществуют на всем промежутке времени 20-25 лет, не произойдет никаких кризисов, – а у нас каждые 8-10 лет обязательно кризис, то ли банковский, то ли девальвационный, – то пенсионер к своей основной пенсии получит дополнительно 400 гривен. Стоит ли овчинка выделки, особенно при падающей экономике, при таких низких заработных платах и так далее? Конечно же, нет. Плюс еще нужно смотреть на международный опыт, на восточноевропейские страны, которые входят в тот же Евросоюз, на Россию, на латиноамериканские страны, которые повводили также обязательный уровень накопительных пенсий. Они практически все поотказывались от этого. То ли национализировали все деньги накопительного пенсионного фонда, как в Венгрии, то ли, как в Польше, создали такие условия, что людям, которые накапливают себе на пенсию, выгодней перейти на солидарную систему, потому что тот уровень демографии, который есть сейчас во многих странах, не позволяет нормально использовать обязательный уровень накопительной пенсионной системы. И доплата у них к основной пенсии всего 20-30 евро. Обязательный накопительный уровень не оправдал себя в очень многих странах. Зачем нам тогда идти по тем же граблям, если уже большое количество стран от этого поотказывалось, причем достаточно успешных стран, если брать, например, ту же Польшу, Чехию, Венгрию, страны Балтии. Это, как говорится, как минимум, не ко времени. На этапе роста это еще куда ни шло, если нет дефицита в Пенсионном фонде, еще есть логика, а так и не рост, и огромнейший дефицит до 50 % Пенсионного фонда финансируется из бюджета, это тяжело даже пенсиями назвать.
Кстати, в Украине, я считаю, пенсий как таковых нет по определению, потому что когда почти 10 миллионов человек пенсионеров получают пенсию ниже фактического прожиточного минимума, это не пенсия, а социальная помощь, которой недостаточно. Поэтому, по моему мнению, надо оставлять солидарную пенсионную систему либо полностью переходить на финансирование из бюджета и признать, что страна Украина гарантирует прожиточный минимум, но только не тот, который 2 тысячи гривен, а фактический прожиточный минимум, а все остальные граждане, работающие, если они хотят дополнительные пенсионные выплаты, пусть себе в добровольном порядке откладывают то ли через пенсионные фонды, то ли через долгосрочные депозиты, то ли через ОВГЗ, то ли через другие инструментарии. Государство должно показать разные пакеты, какие возможны. Но в добровольном порядке, чтобы каждый сам за себя беспокоился. Потому что при такой демографии ни одна пенсионная система не сработает в нормальном смысле, тут только лишь должны быть минимальные социальные гарантии, государство должно их на себя брать и выполнять, и создавать условия для долгосрочных вложений, в том числе пенсионных. Опять же, гарантия небанкротства, надзорные функции должны быть очень мощные над негосударственными пенсионными фондами и теми же банками. Над всеми игроками на финансовом рынке, где можно использовать долгосрочные накопления.